Выплываем?

Россия попытается поднять судостроительную отрасль на достойный уровень. В строительство речных и морских судов до 2015 года будет вложено более 70 млрд рублей. В помощь отрасли будет продлена и программа субсидирования процентных ставок при покупке отечественных судов

Выплываем?
Фото ИТАР-ТАСС

Владивосток. 28 декабря. IFX.RU - Россия не лидер в судостроительной отрасли. И по части строительства новых судов, и по части их заказов. Сейчас Китай имеет наибольший объем заказов на строительство судов, свидетельствуют данные исследовательской компании Worldyard.com. На долю КНР приходится 39%, или 186,3 млн тонн дедвейта всех заказанных кораблей. Второе место принадлежит Южной Корее (32%), третье - Японии (24%). Эти данные косвенно свидетельствуют о том, что Китай в скором времени может стать лидером мировой судостроительной отрасли. По данным Worldyard.com, по итогам 2008 года в Южной Корее было построено 38% новых судов суммарным водоизмещением в 34,1 млн тонн дедвейта. Япония занимала второе место, на ее долю пришлось 30% новых судов, или 27 млн тонн дедвейта. Третье место принадлежало Китаю: на судоверфях КНР было построено 24% кораблей, спущенных на воду в прошлом году, их суммарное водоизмещение составило 21,6 млн тонн дедвейта.

Российское судостроение, несмотря на кризис, завершает год с приличными показателями роста производства. "На фоне кризиса во многих других отраслях отечественное судостроение завершает год с весьма приличными результатами роста производства. По итогам января-сентября он составил 74%", - отмечал успехи отарсли премьер-министр Владимир Путин на прошедшем в середине декабря совещании. И, как становится ясно, мы не намерены бесконечно уступать позиции.

Поборемся?

Итоги совещания по развитию судостроительной промышленности дальневосточного региона, которое в понедельник провел глава правительства РФ, свидетельствуют, что мы по части судостроения собираемся компенсировать упущенные возможности. Россия потратит до 2015 года более 70 млрд рублей на строительство речных и морских судов, заявил на совещании министр транспорта Игорь Левитин.

По словам министра, новая федеральная целевая программа до 2015 года нацелена на строительство нового флота, за этот период планируется спустить около 100 вспомогательных судов - ледоколов, буксиров, аварийно-спасательных, водолазных судов и катеров. "Общая сумма средств, которая выделена на эту программу 40 млрд рублей", - уточнил министр.

Как отметил И.Левитин, программа строительства речного транспорта до 2015 года предполагает строительство 350 судов на общую сумму в 33 млрд рублей. "В программе, которая в этом году завершена, вообще строительство речных судов предусмотрено не было", - напомнил глава Минтранса.

"Всего на два года мы планирует разместить заказы на речные суда на сумму в 7 млрд рублей, что примерно равно тем инвестициям, которые были сделаны в предыдущие 10 лет", - добавил он.

Российская верфь - Дальний Восток

Дальний Восток будем поднимать всем миром. Не в последнюю очередь за счет судостроения. Как сообщил Владимир Путин, уже подготовлен прогнозный план выпуска гражданской морской техники на ближайшие годы и на перспективу до 2020 года.

"Такой план в целом подготовлен, он сверстан в объеме 5 млрд долларов США", - рассказал В.Путин.

Он подчеркнул, что "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и ее партнеры, приступая к реализации проектов на Дальнем Востоке, должны быть уверены в наличии стабильного и гарантированного спроса на производимую технику. "Наша задача - помочь им сформировать прогнозный план выпуска гражданской морской техники на ближайшие годы и на перспективу до 2020 года", - сказал премьер.

Прежде всего, отметил глава правительства, речь идет о заказах со стороны крупнейших российских компаний - "Газпрома", "Роснефти", "Совкомфлота", а также о поставках рыболовецких и специальных судов.

Премьер отметил, что "сделан принципиальный вывод - судостроительную промышленность на Дальнем Востоке нужно сохранять и развивать".

В связи с этим он сообщил, что в Приморском крае будут реализованы "два хороших крупных инвестиционных проекта с общим объемом финансирования примерно в 700 млн долларов". "75% финансирования будет обеспечено российскими финансовыми учреждениями", - добавил В.Путин.

Он напомнил, что речь идет о сооружении в бухте Чажна новой верфи, предназначенной для выпуска буровых платформ. Проект будет реализован сингапурскими партнерами. Второй проект, сказал В.Путин, - это строительство на территории завода "Звезда" сухого дока и сопутствующих производств для строительства танкеров и газовозов совместно с южнокорейской компанией "ДЭУ".

ОСК уже получила крупные контракты на постройку судов. Соответствующие соглашения были подписаны после совещания у премьер-министра РФ Владимира Путина по вопросам развития судостроительной промышленности.

В частности, компания "Роснефть" заказала строительство плавучей полупогрузной буровой установки стоимостью 21 млрд рублей, а "Газпром" разместит заказы на строительство двух судов-снабженцев стоимостью около 1 млрд рублей. Компания "Каспийгаз" подписала договор с "Дальневосточным центром судостроения и судоремонта" (предприятие ОСК) о строительстве танкеров-газовозов для перевозки СПГ. Строительство этих судов обойдется заказчику в 26 млрд рублей.

"Компания "ВЭБ-лизинг" разместила заказ на строительство двух танкеров-химовозов, которые будут переданы "Совкомфлоту". Стоимость этого договора составляет около 1 млрд рублей. Кроме того Дальневосточный центр судостроения и судоремонта построит за 3,6 млрд рублей многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт для "Росморречфота".

Кроме того, ОСК заключила с компанией "Вьетсовпетро" соглашение о сотрудничестве по строительству морской техники.

"Заказы есть, финансирование есть, хорошие партнеры есть, всего-то надо было собраться всем вместе несколько раз, но результат достигнут", - подытожил В.Путин.

В целом же потребности российской грузовой базы составляют 36 крупнотоннажных танкеров и более 100 среднетоннажных судов и обслуживающих судов, сообщил исполняющий обязанности президента ОСК Роман Троценко. По его словам, эти цифры были выведены исходя из заявок российских компаний. При этом он отметил, что Дальний Восток пока не располагает возможностью на освоение такого количества заказов. "Выполнить заказы без строительства новых мощностей невозможно", - сказал он.

При этом он отметил, что в течение 10 лет на Дальнем Востоке необходимо увеличить объем выпуска гражданской продукции, на которую в настоящее время приходится всего 11%. Он сообщил, что в качестве основных баз расположения новых верфей были выбраны бухта Большой камень и бухта Чажма, которые находятся в 100 км от Владивостока и удобны с логистической точки зрения.

По его словам, первая верфь в бухте Большой камень будет специализироваться на строительстве газовозов, танкеров и буровых. В настоящее время идет проектирование с корейской компаний Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering, к активной фазе строительства планируется приступить в апреле 2010 г. и за 24 месяца его завершить.

В бухте Чажма планируется вместе с сингапурской компаний Yantai Raffles строительство большого сухого дока в течение 2,5 лет. К активной фазе строительства планируется приступить весной следующего года.

Среди продукции верфи будут полупогружные буровые платформы и самоподъемные буровые платформы. Он сообщил, что кредитный комитет ВЭБ принял решение о предоставлении первого транша кредита на проектирование, на рассмотрении находится вторая заявка на строительство платформы.

Не отстает и "Совкомфлот". Как сообщил гендиректор компании Сергей Франк, к 2015 году планируется удвоить основные параметры деятельности общества. Инвестиционный портфель компании сформирован в объеме $5,5 млрд и инвестпрограмма "выглядит достаточно реалистично". При этом гендиректор сообщил, что только в следующем году компания намерена инвестировать в российское судостроение около $500 млн.

"Плавающие" кредиты

В помощь судостроительной отрасли принято еще одно решение. Премьер-министр Владимир Путин распорядился перенести с 2009 на 2010 год неиспользованные средства, выделенные на субсидирование процентных ставок при покупке отечественных судов. Соответствующее поручение премьер дал в понедельник по итогам совещания по вопросам развития судостроения в РФ.

Со своей стороны, в Минфине заявили, что министерство займется этим вопросом. Как сообщил замглавы Минфина Александр Новак, "в бюджете 2009 года на эти цели было предусмотрено 130 млн рублей". "К сожалению, в этом году эти средства не использовались и здесь, видимо, не совсем были подготовлены и сами компании, с банками не проработали", - добавил он.

"То есть деньги в бюджете есть, но их не берут?" - спросил В.Путин. "Совершенно верно", - сказал А.Новак.

С просьбой продлить программу субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию судов и на субсидирование лизинговых платежей выступил глава Росрыболовства Андрей Крайний. "Они были в бюджете 2009 года, мы просим, чтобы они сохранились - надо прописать, чтобы распространялось на контракты 2010 года", - сказал он.

Глава Росрыболовства, кроме того, заявил, что до 2020 года рыбаки могут заказать на отечественных верфях до 200 судов.

Новости по теме

ВСТО: старт дан

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });