Напиток, а не молоко
В России полки магазинов наполовину заполнены молочным напитком, который преподносится как молоко, считают эксперты. Это лишний раз свидетельствует, что технический регламент на молоко не действует. При этом специалисты считают, что не нужно принимать поправки в техрегламент, меняющие термин "молочный напиток" на "восстановленное молоко"
Москва. 18 декабря. IFX.RU - В России полки магазинов наполовину заполнены молочным напитком, который преподносится как молоко, считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова.
"Проблема в том, что, несмотря на все заверения производителей, в зимнее время полки магазинов наполовину заполнены молочным напитком, который рекламируется как молоко", - заявила Т.Рыбалова "Интерфаксу".
По ее словам, это лишний раз свидетельствует о том, что техрегламент, в соответствии с которым молоко, при производстве которого используется сухое молоко, должно называться молочным напитком, не работает.
"Внесенное в техрегламент разделение питьевого молока на молоко и молочный напиток должно было стимулировать перерабатывающие предприятия переходить на сырое молоко, отказываться от использования сухого молока и тем самым улучшать качество молочной продукции, - заявила она. - Однако делать это никто не спешит, так как сегмент питьевого молока очень значимый, он оценивается в несколько миллиардов долларов, и лидеры рынка, контролирующие его, не собираются отказываться от прибыли".
Т.Рыбалова напомнила, что в техрегламенте были ужесточены требования к качеству сырого молока, причем некоторые из них превысили уровень европейских норм. "В результате и без того сложная ситуация в животноводстве усугубилась из-за снижения цены на сырое молоко за счет понижения сортности, - отметила она. - Животноводы несли убытки, реализуя молоко по ценам на уровне или ниже себестоимости, а попытки договориться с переработчиками о справедливой цене не увенчались успехом".
По словам Т.Рыбаловой, в этом году в товарной молочной цепочке в самом выгодном положении находились перерабатывающие предприятия, которые не только спокойно пережили кризис, но и начали масштабную модернизацию отрасли. "Никогда с начала экономической реформы мы не наблюдали такой активности в отрасли, - отметила она. - Жаль, что модернизация идет за счет животноводства, ведь производители практически рубят сук, на котором сидят".
Как считает эксперт, требование перерабатывающих предприятий исключить из техрегламента на молоко понятие "молочный напиток" и их доводы о том, что отказ от разделения питьевого молока на молоко и молочный напиток приведет к сглаживанию сезонности производства сырого молока, несостоятельны. "Сезонность в молочном животноводстве преодолевается путем перехода на современные технологии содержания и осеменения молочного скота, модернизацией процессов производства, а не путем сушки избытков молока в летний период", - подчеркнула она.
По словам Т.Рыбаловой, вопрос "Быть или не быть "молочному напитку"?" очень важен и для переработчиков, и для животноводов. "Он тянет за собой множество проблем и напрямую связан с ситуацией в молочном животноводстве. В то время как производители используют в больших объемах импортное сухое молоко, в стране идет забой скота из-за низких цен на сырое молоко", - заявила она.
Т.Рыбалова также сообщила, что Международная молочная федерация давно уже разработала и апробировала методы проверки питьевого молока на наличие в нем молока сухого. Более того, отметила она, методика передана в Молочный союз, другие заинтересованные организации также могут запросить ее. "Но в проверке питьевого молока никто не заинтересован, поскольку при избавлении от термина "молочный напиток" все питьевое молоко вновь превратится в "молоко", - заявила она.
Эту позицию поддерживает и первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент Национального союза производителей молока Айрат Хайруллин. Он считает, что нельзя допустить принятия поправок в техрегламент, меняющих термин "молочный напиток" на "восстановленное молоко".
По его словам, российские производители "более чем способны обеспечить себя молоком самостоятельно". "В стране нет проблемы отсутствия молока, есть проблема нежелания переработчиков адекватно увеличить закупочные цены на него, а также платить зимой больше, чем в летний период, - считает он. - Это позволило бы производителям компенсировать убытки летнего периода от низких цен и подготовиться к следующему сезону".
Отметив, что в России существует проблема сезонности производства молока, которая не позволяет рынку нормально функционировать в течение всего года, А.Хайруллин заявил, что перед производителями стоит задача существенно снизить влияние этого фактора, производить одинаковые объемы молока летом и зимой. "Стабильная цена в течение всего года должна определяться долгосрочными контрактами между сельхозпредприятиями и молочными заводами, а в коммерческом споре между производителями и переработчиками победителей быть не может", - подчеркнул он.
А.Хайруллин отметил, что производителей молока устраивает та закупочная цена на молоко, которая сложилась сейчас на рынке, и ее надо удержать в течение следующего сезона.
По данным Минсельхоза РФ, в настоящее время закупочные цены на сырое молоко достигают 15-18 рублей за литр, тогда как в летний период в ряде регионов они составляли 6-7 рублей за литр.
Однако производители заявляют, что и по такой цене купить молоко не всегда можно. "Сейчас у всех проблемы с закупками сырого молока", - заявила член правления ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" Марина Каган.
По ее словам, компания может перерабатывать молока больше, чем делает это в настоящее время. Это связано и с сезонным фактором, и с ограничением поставок сухого молока из Белоруссии. К тому же конъюнктура сухого молока такова, что его сейчас выгоднее и легче купить в США, добавила она.
Между тем, как заявила в пятницу министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, в России нет дефицита молока и предпосылок роста цен на молочную продукцию.
/IFX.RU/