Пенсионными деньгами замостят дороги
ВЭБ намерен инвестировать средства пенсионных накоплений россиян в строительство участка автотрассы Москва-Санкт-Петербург. Таким образом и деньги на трассу найдутся, и доходность вложений пенсионных средств может несколько подрасти
Москва. 7 декабря. IFX.RU - Внешэкономбанк (ВЭБ), который является государственной управляющей компанией по инвестированию пенсий, попытается участвовать в решении одной из двух извечных российских проблем. Получив с 1 ноября возможность расширить инвестиционную декларацию для инвестирования пенсионных денег, ВЭБ собирается вложить их в облигации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые будут выпущены для финансирования строительства участка автотрассы Москва - Санкт-Петербург.
"Мы договорились и практически согласовали все необходимые параметры сделки, при которой ЕБРР выпускает рублевые облигации, и мы их выкупаем за счет пенсионных денег. Таким образом, финансируется эта дорога (участок автодороги Москва - Санкт-Петербург)", - сказал глава Владимир Дмитриев журналистам в понедельник, не назвав при этом сумму, на которую будут выкуплены облигации ЕБРР. По словам В.Дмитриева, стороны подписали соответствующий меморандум на прошлой неделе в Париже. В.Дмитриев отметил, что облигации ЕБРР будут выпускаться по гарантии французского страхового агентства Coface.
Складывается впечатление, что таким образом власти РФ пытаются сразу "убить двух зайцев". С одной стороны, эта сделка позволит аккумулировать средства на дорожное строительство, которых катастрофически не хватает даже в благополучные годы, не говоря уже о кризисных. В сентябре замминистра финансов Александр Новак заявлял, что из-за кризиса возникли проблемы с финансированием, в частности, проектов Росавтодора по строительству участков дорог Москва - Санкт-Петербург (участок 15-58 км трассы) и Москва-Минск (выезд с трассы на МКАД). Минфин тогда предложил в качестве одного из механизмов по привлечению средств выпуск рублевых облигаций ЕБРР с последующим их приобретением управляющими компаниями и пенсионными фондами. Привлеченные средства ЕБРР направит на кредитование концессионера и финансирование данного проекта. По состоянию на сентябрь Минтранс еще вел соответствующие переговоры с ЕБРР, объем выпуска бумаг не был определен.
С другой стороны, возможно, таким образом власти пытаются решить проблему низкой доходности инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением государственной управляющей компании. А сумма эта, кстати, немаленькая: на конец третьего квартала она составляла 452,44 млрд. рублей. За 9 месяцев 2009 года ВЭБ обеспечил доходность инвестирования пенсионных накоплений граждан на уровне всего 4,08% годовых, при том, что инфляция в стране за этот период составила 8,1%.
Низкие результаты инвестирования связаны с тем, что перечень активов, в которые ВЭБ мог инвестировать пенсионные накопления, был ограничен и, в основном, эти средства инвестировались в госбумаги, которые традиционно отличаются скромной доходностью. Но с 1 ноября правительство расширило ВЭБу инвестиционную декларацию для пенсионных накоплений, позволив вкладывать эти средства "молчунов" в корпоративные и субфедеральные облигации. Так что остается надеяться, что проект по финансированию дорожного строительства за счет средств будущих пенсионеров позволит не только улучшить качество российских трасс, но и повысит доходность инвестирования пенсионных накоплений без ущерба для их сохранности.
/IFX.RU/