На Renault свет клином не сошелся
Власти считают, что самочувствие "АвтоВАЗа" улучшилось, и теперь предпочитают говорить не о спасении, а об инвестициях. Потенциальным источником средств считается Renault-Nissan. Но если концерн не пожелает увеличивать долю в российском автозаводе, то придется искать других потенциальных инвесторов
Москва. 16 ноября. IFX.RU - В случае, если компания Renault не увеличит свою долю в ОАО "АвтоВАЗ", то правительству РФ придется обращаться к другим потенциальным инвесторам, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
"Когда проходила встреча председателя правительства с акционерами "АвтоВАЗа", в числе которых Renault-Nissan, вопрос стоял о возможном увеличении пакета в пользу Renault-Nissan. И председатель правительства определил позицию таким образом, что если будет заявка со стороны Renault-Nissan об увеличении своего пакета вплоть до контрольного, РФ возражать не будет", - заявил И.Шувалов в интервью программе "Вести недели" (телеканал "Россия") в воскресенье.
Он подчеркнул, что Россия будет только приветствовать такого партнера. "Поэтому у Renault есть огромная возможность для того, чтобы развиваться вместе с нами в проекте "АвтоВАЗа". Если их возможности будут ограничены, нам придется, безусловно, обращаться за возможным партнерством и к другим потенциальным инвесторам", - сказал И.Шувалов.
Он подчеркнул, что правительство РФ исходит из того, что "автомобильные гиганты, такие как "АвтоВАЗ", "ГАЗ" и другие компании, имеют совершенно четкие перспективы по развитию". В то же время, отметил вице премьер, есть понимание того, что эти перспективы "возможны при обеспечении технологического партнерства с крупнейшими мировыми производителями".
Кроме того, И.Шувалов отметил, что планы по модернизации "АвтоВАЗа" потребуют совершенно другого числа работников предприятия. "Мы это понимаем. Сейчас правительство приняло решение о том, что мы, напрямую финансируя создание до 14 тыс. рабочих мест, можем эту программу осуществлять. Мы имеем в виду, что сейчас у нас прядка 7-8 тыс. человек пенсионного или предпенсионного возраста, и мы им всем предлагаем новую работу, связанную как раз с началом цикла модернизации производства", - отметил первый вице-премьер.
Говоря о решениях по "спасению" автопрома, первый вице-премьер сказал: "Мы не исходим из того, что решения, которые будет предлагать комиссия, являются решениями по спасению. Спасать в принципе нам ничего не предстоит, потому что предприятия уже начинают себя чувствовать лучше, чем это было несколько месяцев назад".
И.Шувалов добавил, что сектор коммерческих автомобилей, таких, какие выпускает "КАМАЗ", "имеет четкие перспективы по конкурентоспособности в мире".
"По легковым автомобилям нам необходимо договориться с нашими крупнейшими партнерами о том, что они будут поддерживать предприятия в передаче технологий, и это главное сейчас, и в восприятии системы организации труда. Это то, что нам нужно в первую очередь", - сказал первый вице-премьер.
При этом он добавил, что определенными денежными средствами, "не разбрасываясь, конечно, посчитав каждую копейку, нам придется эти предприятия поддержать - либо длительным кредитованием, либо участием в капитале". "По этому поводу правительство примет окончательные решения, взвесив все "за" и "против", - сказал И.Шувалов.
Он добавил, что в 2010 году будут использоваться другие способы приватизации, "при которых деньги, вырученные от продажи государственных активов, пойдут в первую очередь для модернизации самих предприятий". "У нас есть резервы, они накоплены благодаря грамотной экономической политике предыдущего периода, но в настоящий моменты мы должны заботиться, в первую очередь, об этих предприятиях", - сказал И.Шувалов
Первый вице-премьер подчеркнул, что правительство РФ увеличило первоначальные планы приватизации "кратно". " Исходим из того, что в целом денежные средства от продажи предприятий, которые поступят в казну, либо на счета самих предприятий от программы модернизации, эти суммы должны приближаться к 100 млрд рублей. Это по тому списку, который в настоящий момент определен", - отметил он.
В том числе, добавил вице-премьер, планируется продажа аэропортов. "Мы исходим из того, что наиболее сложные аэропорты - важный аэропорт в Москве Шереметьево - мы сможем предложить по конкурсу для заключения соглашения о концессиях", - сказал И.Шувалов.
По его словам, в указанный список также вошли Новороссийский торговый порт, Мурманский торговый порт, речные пароходства и многие другие.
Отвечая на вопрос о том, сохранит ли государство контрольные пакеты акций таких объектов, И.Шувалов сказал: "Мы исходим из того, что государство должно иметь "золотую акцию" в некоторых наиболее важных структурных объектах, а все акции можно предложить инвесторам".
Черная дыра: убыток в 20 млрд рублей
Тем временем, финансовые результаты гиганта российского автомобилестроения могут травмировать даже смелых инвесторов. Чистый убыток ОАО "АвтоВАЗ" по РСБУ в январе-сентябре 2009 года составил 19,7 млрд рублей против чистой прибыли в размере 834 млн рублей за аналогичный период прошлого года, говорится в отчете компании.
Выручка АО за девять месяцев составила 60 млрд 803 млн рублей против 126,6 млрд рублей годом ранее. Себестоимость производства по итогам девяти месяцев превысила выручку на 2,5 млрд рублей и составила 60 млрд 803 млн рублей.
Компания отмечает, что к ухудшению всех показателей привел спад в продажах автомобилей в результате наступившего экономического кризиса. Одновременно зафиксирован рост цен на потребляемые материалы и энергоносители - это привело к росту себестоимости над выручкой компании.
С начала 2009 года компания несколько раз останавливала производство, чтобы избежать затоваривания складов. На фоне снижения продаж "АвтоВАЗ" пересмотрел производственный план на 2009 год, сократив его с 801,6 тыс. до 332 тыс. автомобилей.
Между тем, по итогам года руководство предприятия ожидает выручку на уровне 87 млрд 810 млн рублей, чистый убыток - 20 млрд 165 млн рублей. Прогноз на следующий год предполагает, что чистый убыток сократится до 4 млрд 698 млн рублей.
/IFX.RU/