Власти заводят автопром
Заградительные пошлины на новые иномарки вводиться не будут, изложил позицию правительства по этому вопросу первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. При этом на поддержку автопрома в целом выделили еще 3 млрд рублей. Судьба "АвтоВАЗА" пока осталась нерешенной, но власти уже отказалось от идеи конвертировать долг автогиганта в его же акции
Москва. 10 ноября. IFX.RU - Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в беседе с журналистами поведал о том, как правительство намерено развивать автомобильную промышленность страны. Он заверил, что заградительные пошлины на ввоз иномарок продлеваться не будут. Разумеется, обойти в разговоре главную проблему российского автопрома (а именно, судьбу АвтоВАЗа) вице-премьер не смог.
Новых заградительных пошлин не будет
Рассуждая о поддержке автомобильной отрасли в целом, И.Шувалов подчеркнул, что правительство считает нецелесообразным введение новых заградительных пошлин на импорт иномарок и некоторых комплектующих.
По его словам, на заседании правительственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики во вторник было окончательно решено, что "сценарий развития отрасли не должен ограничивать права потребителя".
"Все, что касалось введения запретительных пошлин на ввоз нового автотранспорта и ряда запчастей - это неправильные решения, и мы с ними работать не будем", - подчеркнул И.Шувалов.
При этом он отметил, "если что-то подобное будет - то только по аналогии с режимом промсборки".
Как уточнил первый вице-премьер, на заседании рассматривался вопрос, будут ли вводится новые меры таможенно-тарифной защиты российского автопрома.
Напомним, что еще в начале января в России были введены заградительные пошлины на подержанные иномарки, а пошлины на новые иномарки были существенно увеличены. В сентябре правительство РФ продлило срок действия повышенных пошлин на 9 месяцев. Такие меры были предприняты в целях поддержки отечественных автопроизводств, в том числе, собирающих иностранные модели в России.
Комиссия обсудит
По словам И.Шувалова перспективы отечественного автопрома скоро будет обсуждать правительственная комиссия. Через 10 дней комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики соберется для решения вопросов развития отрасли, поставленных перед профильными министерствами. Кроме того, на заседании комиссии будут рассматриваться инвестиционные программы компаний. "Очень интересная инвестпрограмма у "КАМАЗа", - заметил И.Шувалов. Кроме того, "20-го числа в общих чертах будет видна новая программа АвтоВАЗа", - сказал он.
Позднее замглавы Минпромторга РФ Андрей Дементьев рассказал, что программа развития отечественного автопрома до 2020 года предполагает общий объем инвестиций в размере от 9 млрд до 40 млрд евро.
Замминистра при этом отметил, что речь идет не только о государственных, но и о частных инвестициях.По его словам, программа развития автопрома включает в себя три периода: с 2010 года по 2013, с 2013 по 2017 и с 2017 по 2020 годы. Различные сценарии развития были рассмотрены на совместной рабочей группе Минпромторга и Минэкономразвития РФ и представлены в правительство.
"До 20 ноября предложения будут доработаны, и тогда будет принято решение в увязке с корпоративными стратегиями развития компаний", - сказал замминистра.
Он отметил, что есть три ключевых развития сценариев. "По первому сценарию можно ничего не делать и переходить в режим площадки для промсборки. По второму - поставить задачи стать глобальным игроком и крупным экспортером, по третьему можно заявить о готовности к кооперации с двумя-тремя крупными мировыми автопроизводителями", - заявил А.Дементьев.
Комментируя механизмы предоставления государственной помощи "АвтоВАЗу" в размере 38 млрд рублей, замминистра отметил, что механизм предоставления пока неясен. "Преждевременно обсуждать, как дать деньги, пока не определимся, на что и кому", - заявил он, отметив, что пока в отношении "АвтоВАЗа" были только сверены все долговые обязательства.
"Эти 38 млрд рублей - это так называемые тяжелые долги, которые в случае достижения согласия с акционерами государство готово обсуждать, обсуждать свое участие в их покрытии", - заявил А.Дементьев.
Еще 3 млрд автопрому в помощь
Заметим, что правительство РФ уже увеличило средства, выделяемые на госзакупки автомобилей в текущем году. Бюджетные ассигнования, выделяемые федеральным органам исполнительной власти в 2009 году на закупку авто отечественного производства увеличены на 3 млрд рублей. Как говорится в распоряжении от 5 ноября, объем средств вырос с 12,5 млрд до 15,5 млрд рублей.
В частности на госзакупки автомобилей ассигнования для Минобороны увеличены с 4 млрд до 4,9 млрд рублей, МВД - с 2,43 млрд до 3,53 млрд рублей, МЧС - с 1,99 млрд до 2,4 млрд рублей, Роспотребнадзора со 120 млн до 170 млн рублей, Роструда - с 130 млн до 640 млн, Росздравнадзору с 50 млн до 80 млн рублей.
Согласно утвержденному Минпромторгом РФ перечню, федеральные органы власти могут закупать 16 моделей "АвтоВАЗа". Среди них - ВАЗ-11173 "Калина", ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-21723 Priora. В списке также седан класса "D" Volga Siber производства ГАЗ и седан итальянской марки Fiat Albea производства "Соллерс" (Татарстан).
Среди грузовых автомобилей - продукция КАМАЗа , легкого коммерческого транспорта - продукция Горьковского автозавода, ЗИЛа и Fiat Ducato и Doblo производства "Соллерса".
В список также вошли автомобили повышенной проходимости производства Ульяновского автозавода (включая внедорожник УАЗ "Патриот"), а также Chevrolet Niva (производства "GM-АвтоВАЗ"). Среди внедорожников в перечень вошли автомобили корейской марки SsangYong (такие, как Kyron и Rexton II).
"АвтоВАЗ" не будет расплачиваться акциями
И.Шувалов также рассказал о судьбе российского автогиганта - Волжском автозаводе.
Как именно спасать компанию, запутавшуюся в долгах и нуждающуюся в модернизации производства, пока не ясно.
При этом правительство определилось, как не будет спасать волжский завод. Власти отказались от идеи конвертации долгов "АвтоВАЗа" перед банками в акции предприятия.
"Это было одно из предложений", - сказал он. "Банки, обладая такими пакетами, не смогут участвовать в управлении, а долг, таким образом, подвиснет", - объяснил И.Шувалов нецелесообразность такого варианта.
Напомним, что о такой возможности в конце сентябре говорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. "Как один из возможных вариантов рассматриваем капитализацию долга, может, не за счет государства, а за счет банков, в том числе с госучастием", - заявила министр, отвечая на вопрос о том, планирует ли государство увеличить свое присутствие в автопроме.
В октябре первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев в кулуарах ежегодной конференции UBS рассказал журналистам, что считает возможной идею конвертации долга "АвтоВАЗа" в акции в пользу банков-кредиторов.
Сам "АвтоВАЗ" предлагал государственным банкам выкупить у него конвертируемые облигации предприятия на общую сумму 50 млрд рублей.
Как сообщал президент компании Игорь Комаров, основной долг "АвтоВАЗа" по РСБУ на 1 октября 2009 года составляет 62,061 млрд рублей, и, по прогнозам, по итогам 2009 года он может достичь 75,201 млрд рублей. Основными кредиторами компании являются Сбербанк и ВТБ, с которыми сейчас ведутся переговоры о возможности реструктурировать долг.
Без Renault не разобраться
Вместе с тем, первый вице-премьер И.Шувалов подчеркнул, что вопрос с урегулированием долга "АвтоВАЗа" и вариантами реструктуризации недоработан до конца. "Долг должен быть оформлен на новых условиях. Окончательно решим, как поступать, когда поймем, как будут поступать другие инвесторы "АвтоВАЗа", - сказал И.Шувалов.
При этом правительство готово предложить Renault (владеет блокпакетом автозавода) увеличить свою долю в компании. Только вот французский концерн пока не высказывал такой заинтересованности.
"Если будет предложение от Renault, мы будем готовы его рассмотреть. Но его пока не было", - сказал он.
И.Шувалов отметил, что правительство было бы заинтересовано в увеличении доли Renault в "АвтоВАЗе", но "активная работа по расчистке долга "АвтоВАЗа" и поддержке персонала, включая социальную поддержку, должна быть рассмотрена вместе с рассмотрением потенциальных возможностей Renault-Nissan, как инвестора". "Тогда это имеет реальное значение, одного без другого не существует", - подчеркнул первый вице-премьер.
Комментируя вопрос сотрудничества Renault и "АвтоВАЗа", И.Шувалов отметил, что "АвтоВАЗ", как и "ГАЗ", нуждается в подобном партнерстве. По его словам, участие Renault в "АвтоВАЗе" сохранится "либо в таком же объеме, либо Renault захочет свое влияние на компанию усилить".
/IFX.RU/