G20 отложила exit strategy
Финансовая G20 по-прежнему опасается преждевременного сворачивания антикризисных мер, чтобы не нарушить хрупкий баланс в мировой экономике. "Двадцатка" решила поддерживать оживление до тех пор, пока оно не станет гарантированным, и намерена скоординировано продолжать разработку exit strategy
Сент-Эндрюс. 9 ноября. IFX.RU - Министры финансов и главы центральных банков G20 подтвердили в субботу, что не будут торопиться со сворачиванием мер по поддержке экономики, и утвердили годичный график реализации конкретных мер по достижению устойчивого роста.
Эти меры должны предотвратить образование дисбалансов, чреватых новыми глобальными кризисами. Однако в отношении того, какими будут эти меры, как будет организован контроль за их выполнением, дискуссия продолжается. От итогов этой дискуссии зависит, удастся ли "двадцатке" перейти от "кризис-менеджмента" к успешной работе по поддержанию стабильного роста мировой экономики.
Старт взаимного мониторинга
К январю 2010 года страны "двадцатки" должны разработать национальные и региональные программы и прогнозы посткризисного восстановления экономик, говорится в коммюнике встречи.
В апреле 2010 года при поддержке МВФ и Всемирного банка планируется провести первый этап взаимного мониторинга, анализа соответствия национальных планов общим целям "двадцатки".
К следующему саммиту лидеров G20, который пройдет в июне 2010 года в Канаде, должна быть выработана "корзина мер" для выполнения поставленных целей.
К саммиту лидеров в ноябре 2010 года в Южной Корее будет проведен анализ процесса взаимного мониторинга и возможных новых шагов - с учетом изменившейся обстановки в глобальной экономике.
Участники встречи в Шотландии, разработав график, инициировали процесс проведения взаимного экономического мониторинга.
Одобрение идеи такого мониторинга стало одним из наиболее заметных достижений сентябрьского саммита G20, на котором страны договорились анализировать шаги друг друга в сфере экономической политики и оценивать, соответствуют ли они наиболее устойчивым и сбалансированным траекториям спроса и потребления, использования ресурсов, долга, кредитов и платежного баланса. Это, как предполагается, позволит создать в будущем более эффективную систему раннего предупреждения о возможных кризисах.
Однако пока не ясно, насколько обязывающими могли быть рекомендации, например, в отношении дефицита бюджета или курсовой политики. Одним из тестов здесь станет, возможно, судьба курса юаня и сокращение дефицита бюджета США.
Примером того, насколько сложно находить компромисс крупнейшим мировым экономикам стало то, что G20 не смогла договориться на прошедшей встрече о финансировании программ по борьбе с изменением климата.
Как сообщил журналистам по итогам встречи А.Кудрин, министры, в частности, обсуждали финансирование международного фонда по внедрению новых технологий, модернизации экономик с целью сокращения выбросов в атмосферу, однако в итоговом коммюнике G20 идея создания фонда, отражена не была.
Хрупкий баланс в экономике
Представители ведущих мировых стран по-прежнему опасаются, что хрупкий баланс в мировой экономике, которая едва начала оправляться от кризиса, может быть нарушен из-за поспешного сворачивания антикризисных мер. Однако, если exit strategy запоздает, это также чревато экономическими проблемами.
Министры финансов и главы центробанков стран "группы двадцати" встретились в "критической точке" выхода мировой экономики из кризиса, говорится в заявлении G20.
"Экономические и финансовые условия улучшились благодаря совместному ответу на кризис. Однако восстановление экономики идет неровно и остается зависимым от системной поддержки, главную озабоченность вызывает безработица. Чтобы восстановить здоровье глобальной экономической и финансовой системы, мы договорились поддерживать оживления до тех пор, пока оно не станет гарантированным", - считает G20.
Участники встречи намерены продолжить разработку стратегий по сворачиванию антикризисных мер и вести эту деятельность скоординировано.
Премьер-министр Индии Монмахан Сингх заявил в воскресенье, что его правительство начнет сворачивание стимулов с будущего года, сообщило агентство Bloomberg.
"Слишком рано" отказываться от поддержки экономики, считает глава американского Минфина Тимоти Гайтнер.
Японская делегация проинформировала участников встречи, что считает реализацию exit strategy преждевременной, сказал журналистам министр финансов Йошихико Нода.
Второй этап кризиса маловероятен, по крайней мере, в ближайшие в ближайшие полтора - два года, "но всегда нужно быть начеку", считает А.Кудрин. По его оценке, "уже сделаны решающие шаги, чтобы завершающая стадия антикризисных мер не была смазана".
Новая финансовая архитектура
G20, говорится в коммюнике, в части реформирования финансовой системы видит 4 приоритета.
Это, во-первых, усиление пруденциального надзора. Базельский комитет должен разработать более жесткие стандарты такого надзора к концу 2010 года, с тем чтобы ввести их в действие, когда финансовые условия улучшатся и восстановление экономики будет гарантированным. При этом "двадцатка" призвала регуляторов обеспечить, чтобы банки направляли все большую часть своих прибылей для пополнения капитала.
Во-вторых, G20 вновь отметила необходимость внедрить на национальном уровне правила выплаты бонусов, направленные на финансовую стабильность и увязанные с долгосрочными целями увеличения стоимости компаний. О том, как реализуются эти цели, Совет по финансовой стабильности (FSB) доложит в марте 2010 года.
В-третьих, "двадцатка" хотела бы внедрить механизмы по снижению рисков, связанных с крупными финансовыми институтами. На следующей встрече "двадцатка" намерена обсудить предложения, которые подготовит МВФ, как финансовый сектор мог бы облегчить бремя государств, оказавших значительную помощь банковской системе во время кризиса. Одним из таких предложений является введение налога на финансовые операции для создания фонда, из которого могли бы финансироваться операции по спасению "больших" банков.
Четвертый приоритет - борьба с уклонением от налогов и офшорными зонами. Здесь планируется продолжить, в частности, публикацию списка зон, которые отказываются от сотрудничества.
Глава FSB Марио Драги между тем заявил в Шотландии, что многие крупные банки слишком оптимистично оценивают свое нынешнее финансовое состояние. По его мнению, некоторые банки оказались слишком зависимы от господдержки и пока не могут от нее отказаться.
Участниками "группы двадцати" являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также ЕС, представляемая страной-председателем. На страны-члены G20 приходится две трети населения планеты и около 85% мирового ВВП.
В 2010 году председательствовать в G20 будет Южная Корея, а в 2011 году - Франция.
С глобальным налогом торопиться не будем
Британский премьер Гордон Браун, вступая в субботу перед министрами финансов и главами центральных банков "группы двадцати", предложил ввести налог на финансовые операции, за счет которого могли бы финансироваться в будущем экстренные расходы по спасению банков. Но далеко не все разделяют его точку зрения.
"Неприемлемо, когда все плоды от успешной работы в этом (финансовом) секторе достаются немногим, а бремя провалов ложится на всех нас, - сказал Г.Браун на встрече G20. - Необходим социальный и экономический контракт между финансовыми институтами и обществом, базирующийся на доверии и справедливом распределении рисков и прибылей".
Идея налога, как считают многие, может быть включена весной 2010 года Международным валютным фондом в набор мер, которые фонд, в соответствии с решениями сентябрьского саммита, предложит ведущим странам с целью борьбы с будущими кризисами.
Г.Браун отметил, что предлагаемый налог не должен помешать восстановлению финансового сектора, должен применяться только универсально, то есть всеми без исключения странами, а также быть справедливым и разумным.
Предложение Г.Брауна не получило поддержки США: американский министр финансов Тимоти Гайтнер в интервью Sky News сказал, что он не одобрил бы именно такой налог. Позже он сказал, что, в то же время, шаги, которые избавили бы налогоплательщиков нести бремя антикризисных затрат, необходимы.
Скептицизм в отношении необходимости такого налога высказал и вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Канадский министр финансов Джеймс Флаэрти также назвал идею "не очень привлекательной".
Глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан высказал сомнение, что налог будет работать: "Из-за многих технических причин, думаю, его трудно будет ввести".
Сторонником налога является Франция. Не так давно глава французского МИДа Бернар Кушнер предлагал отчислять в специальный фонд 0,005% со всех финансовых операций. В поддержку налога высказалась в субботу и министр финансов Франции Кристин Лагард.
Налог на финансовые операции, который также называют "налогом Тобина" по имени автора похожей идеи, призван создать систему страхования рисков по образцу системы страхования депозитов и должен снизить волатильность рынков. Средства от налога могут поступать в фонд, средства из которого в случае необходимости должны расходоваться на экстренную поддержку банков.
Г.Браун озвучил в своем выступлении и ряд других идей. В частности, предложение о "страховом" налоге в соответствии с уровнем рискованности банковских операций, создании фондов для поддержки банков, оказавшихся в состоянии банкротства.
По оценкам, США, ЕС и Великобритания истратили на спасение финансовой системы в ходе нынешнего кризиса $14 трлн, что соответствует 25% мирового ВВП.
/IFX.RU/