Потерянный потребительский рай
Восстановление потребительского спроса в России может происходить дольше, чем в других странах, свидетельствуют данные Nielsen. Мы по-прежнему намерены откладывать свободные средства, а тратить готовы только на самое важное
Москва. 5 ноября. IFX.RU - Кризис, похоже, пресек потребительское раздолье россиян надолго. Мы все больше склонны копить, а тратить согласны только с большой осторожностью и на самое необходимое. Приоритетными статьями расходов на ближайшие полгода россияне определили покупку одежды, ремонт и обустройство дома. При этом каждый второй намерен откладывать свободные средства.
В то время как глобальный индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, демонстрирует устойчивый рост, этот показатель по России нестабилен. Согласно новому глобальному онлайн исследованию, в ходе которого были опрошены интернет-пользователи в более 54 странах мира, в октябре индекс потребительского доверия в России достиг отметки 85 пунктов, что на один пункт меньше, чем в среднем по миру (86 пунктов).
При этом, индекс потребительского доверия в России, полученный в ходе промежуточного замера в рамках проекта Nielsen "Russians Through Crisis", потерял по сравнению с сентябрем три пункта. Такое снижение индекса произошло из-за роста пессимизма россиян по поводу своих перспектив трудоустройства в ближайшие месяцы.
Похоже, что начавшийся деловой сезон не оправдал ожиданий потребителей: в октябре 76% респондентов России считали свои перспективы на рынке труда плохими или не очень хорошими. Хотя еще в сентябре таковых было только 67%.
89% опрошенных считают, что Россия по-прежнему находится в рецессии. При этом экономика занимает первую строчку в списке главных источников беспокойства для россиян, Однако если экономика занимает столь почетное место на протяжении всего последнего года, то благополучие и образование детей вошло в этот печальный список впервые за последние несколько лет, разделив второе место с таким пунктом, как сохранение работы. 13% опрошенных в октябре 2009 года сообщили, что больше всего беспокоятся по поводу благополучия детей.
В то же время, не все так плохо у россиян-потребителей. По сравнению с сентябрем, например, не произошло ухудшения таких важных показателей как оценка респондентами состояния собственных финансов и готовность тратить. В октябре 51% сообщили, что считают состояние собственных финансов на ближайшие полгода хорошими и отличными. Каждый третий (33%) считает ближайшее время удачным временем для покупки товаров.
Наблюдался даже незначительный рост тех респондентов, которые готовы тратить на основные статьи потребительских расходов, такие как покупка одежды, техника и электроника, развлечения вне дома, ремонт и обустройство дома.
Однако, в целом эти показатели в России пока еще далеки от своего докризисного уровня, а список самых популярных способов реализации свободных средств изменился незначительно.
Покупка одежды - на первом месте в списке популярных статей расходов среди российских потребителей: 59% опрошенных сообщили, что планируют таким образом применить деньги, оставшиеся после оплаты основных расходов на проживание. 49% опрошенных готовы потратиться на ремонт и обустройство дома. При этом более половины опрощенных (51%) намерены откладывать деньги. Заметим, что еще в июне тех, кто намеревался копить свободные от основных доходов средства, было только 44%.
"Учитывая настроения российских потребителей и их новые приоритеты в расходовании свободных средств, очень вероятно, что устойчивое восстановление потребительского рынка в России может начаться позже, чем в других странах, в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где уже наблюдается заметный рост оптимистических настроений потребителей и последовавшее вслед за этим оживление рынков", - говорит генеральный директор "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.
Примечательно, что согласно другому исследованию компании, более половины (51%) россиян, у которых до кризиса имелись накопления, были вынуждены так или иначе воспользоваться своими сбережениями, чтобы прожить этот непростой год.
Согласно ответам респондентов, 15% имевших накопления полностью потратили их, и 36% - потратили частично. Еще 17% респондентов сообщили, что у них как не было сбережений до кризиса, так и нет сейчас.