ЕС взялся за Opel
Еврокомиссия подозревает правительство Германии, которое пытается продать Opel альянсу канадской Magna и Сбербанка, в протекционизме. Эксперты не исключают, что ЕК может заблокировать сделку и придется провести повторный конкурс
Брюссель. 19 октября. IFX.RU - Европейская комиссия подозревает, что Германия нарушила антимонопольное законодательство ЕС, поставив условием предоставления госгарантий компании Opel то, чтобы контрольный пакет акций автоконцерна был куплен именно канадской Magna и российским Сбербанком.
Комиссар ЕС по конкуренции Неели Кроес озабочена, говорится в размещенном на сайте Еврокомиссии заявлении, что такое предварительное условие, если оно имело место, "несовместимо с правилами" конкуренции на рынке, установленными ЕС, и оно могло повлиять на General Motors и траст, управляющий Opel, при принятии решения о выборе покупателя.
По ее мнению, в этом случае GM и траст, управляющий компанией Opel, "должны получить возможность пересмотреть результат конкурса" на основе предоставления Берлином письменных гарантий, что госпомощь может быть предоставлена любому из претендентов, если его план будет признан наилучшим.
Н.Кроес высказала свою позицию по сделке в письме, которое она направила министру экономики Германии Карлу-Теодору цу Гуттенбергу.
Таким образом, пока речь не идет о каком-либо официальном решении регулирующих органов в отношении сделки. Однако сам факт направления письма говорит о том, что Еврокомиссия с большой вероятностью заблокирует сделку по продаже Opel, если она будет официально предоставлена для одобрения европейским антимонопольным органам в ее нынешнем виде, полагают наблюдатели.
Таким образом, считает The Wall Street Journal, Берлину придется или отказаться от предоставления госфинансирования, или повторно провести выбор покупателя.
Между тем сам К.Гуттенберг сказал в субботу журналистам, что вопросы со стороны Европейской комиссии, касающиеся господдержки Opel, не приведут к срыву сделки, сообщило агентство Bloomberg. По словам представителей германского правительства, сомнения ЕС в справедливости условий тендера могут быть сняты. Берлин считает, что ему вообще не требуется какое-либо согласие ЕС на оказание помощи Opel, так как действующие европейские правила разрешают странам предоставлять поддержку компаниям в периоды экономических кризисов.
Тем временем, по сведениям Financial Times, подписание договора между GM и Magna-Сбербанком, ожидавшееся еще в четверг, в последний момент столкнулось с задержками. Как ожидается, подписание может состояться в начале недели.
Но GM якобы по-прежнему отдает предпочтение Magna-Сбербанк, однако руководители американской компании готовы, если сделка сорвется, реализовать "план Б", сказали источники The Wall Street Journal. Этот запасной вариант предполагает сохранение контроля GM над Opel и проведение более жестких, чем предполагается Magna-Сбербанком, мер по его реструктуризации. В частности, может быть закрыто как минимум одно предприятие автоконцерна в Германии. В этом случае GM могла бы профинансировать реструктуризацию своего европейского подразделения за счет господдержки или проведения банкротства Opel, пишет WSJ.
В последние дни Magna вела интенсивные переговоры также в Испании и Великобритании, касающиеся работы предприятий Opel в этих странах. Соглашение с профсоюзами в Великобритании, где работает два завода компании, было достигнуто во вторник, переговоры с испанскими профсоюзами и представителями местных органов власти продолжились в четверг. В Испании у Opel один завод, расположенный в Сарагосе, и пока стороны не согласовали объемы сокращения производства на предприятии.
Тем временем бельгийские профсоюзы дали в четверг согласие на реализацию программы сокращения издержек на заводе в Антверпене в обмен на гарантии сохранения предприятия.
Другим претендентом на покупку контрольного пакета Opel до последнего момента оставалась также бельгийская инвесткомпания RHJ. Считается, что GM, нынешний собственник Opel, отдавал предпочтение именно этому претенденту, однако давление Берлина склонило чашу весов в пользу Magna-Сбербанка. В результате в конце сентября совет директоров GM принял решение о продаже 55% акций своей европейской "дочки" консорциуму Magna и Сбербанка.
Антикризисная программа Magna предусматривает сокращение 11 тыс. рабочих мест в Германии, Великобритании, Испании, Бельгии, Польше, сохранение предприятий Opel в Германии. Берлин намерен предоставить автокомпании госгарантии на 4,5 млрд евро, при этом участие в помощи могут принять и другие страны.
Стоит отметить, что бельгийцы в рамках своего улучшенного предложения готовы были удовлетвориться получением госгарантий на 3,2 млрд евро против прежних 3,8 млрд с возвратом кредитов к 2013 году, то есть на год ранее прежнего срока. Но это им не помогло и Opel тронулся в сторону канадско-российского альянса.