"АвтоВАЗ": все за месяц

Группа "АвтоВАЗ" не сможет погасить долги без помощи государства, и жить автозаводу с этой и другими проблемами предстоит и в 2010 году, указывается в отчетности компании. Власти обещают найти решение проблемы в течение месяца

"АвтоВАЗ": все за месяц
Фото: Reuters

Москва. 12 октября. IFX.RU - Обвальное снижение спроса на продукцию автопрома чревато еще не одной приостановкой конвейеров. Это сильно подорвет возможности буксующего сектора промышленности рассчитываться по долгам. В том, что без помощи государства с этой проблемой не справиться, признался "АвтоВАЗ". Государству за месяц предстоит выбрать вариант реструктуризации долгов автозавода: или наградить банки-кредиторы с госучастием акциями автозавода, или принять условия руководства предприятия и выдать очередные госгарантии.

Группа "АвтоВАЗ" без поддержки правительства РФ не сможет реализовать свои активы и погасить долговые обязательства в ходе обычной деятельности. На существование такой возможности указывается в приложении к отчетности группы по МСФО за I полугодие 2009 года.

"Без поддержки правительства РФ и связанных с ним учреждений в течение 2009-2010 годов, направленной на рефинансирование долговых обязательств группы и обеспечение дополнительных займов при их необходимости, финансовые и рыночные условия приводят к возникновению существенной неопределенности в отношении способности группы продолжать деятельность в качестве непрерывно действующего предприятия, - отмечается в материалах. - Поэтому существует вероятность, что группа не сможет реализовать свои активы и погасить обязательства в ходе обычной деятельности".

Вместе с тем, говорится в отчете, "несмотря на то, что существует неопределенность в отношении способности группы выполнять краткосрочные задачи по стимулированию спроса, сокращению операционных затрат и повышению рентабельности, а также рефинансированию долговых обязательств, руководство уверено в том, что эти задачи будут выполнены, группа продолжает свою деятельность и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации".

Как указывается в материалах компании, текущие обязательства группы "АвтоВАЗ", включая существенную сумму задолженности, подлежащей выплате в 2009 году, превышали текущие активы на 52,8 млрд рублей. Также группе необходимо рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд рублей, которые подлежат погашению до 30 июня 2010 года.

Правительство РФ уже рассматривает вариант конвертации долга ОАО "АвтоВАЗ" перед крупнейшими кредиторами - Сбербанком и ВТБ - в акции компании, заявил замглавы Минфина Александр Новак.

По его словам, на сегодняшний день есть два варианта оздоровления ситуации с долгами "АвтоВАЗа". Первый вариант, сказал замминистра, предлагает руководство самого завода: "Они хотят гарантии по рефинансированию кредитов и субсидирование процентных ставок".

Второй вариант подразумевает, что Сбербанк и ВТБ могу конвертировать свои долги в акции компании. Между тем, в этом случае стратегический партнер "АвтоВАЗа" - Renault, владеющая блокпакетом, может воспротивиться проведению эмиссии, отметил замминистра.

"Скорей всего, все может проясниться через месяц", - заявил А.Новак, комментируя перспективы решения вопроса с долгами автозавода.

Ранее по проблемам долгов "АвтоВАЗа" высказался и министр финансов Алексей Кудрин. В частности, он отмечал, что государство может увеличить долю в проблемных компаниях автопрома. Говоря об "АвтоВАЗе", он отмечал что дальнейшая господдержка будет связана с его реструктуризацией и утвердительно отвечал на вопрос, рассматривается ли возможность предоставления дополнительной господдержки, в частности, госгарантии "АвтоВАЗу" в 2009 году.

О вариантах поддержки автопрома рассказывала и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам, как один из возможных вариантов рассматривается капитализацию долга, "может, не за счет государства, а за счет банков, в том числе с госучастием". По ее словам, две основных проблемы завода заключаются в больших долгах и снижении спроса на продукцию компании. Главное внимание будет уделено, во-первых, самоокупаемости бизнес-модели, а во-вторых, необходим выход на новые перспективные модели, чтобы компания могла обеспечить свою конкурентоспособность, подчеркнула министр.

Аккурат к решению проблем "АвтоВАЗа" правительство РФ разрешило госкорпорации "Внешэкономбанк" (ВЭБ) в 2009 году выдавать кредиты под государственные гарантии. Необходимые для этого изменения были внесены постановлением кабинета министров от 3 октября в правила их предоставления в 2009 году. В бюджете на 2009 год заложены госгарантии на 100 млрд рублей по кредитам, привлекаемым стратегическими предприятиями ОПК, и 200 млрд рублей - по кредитам другим предприятиям, отобранным правительством РФ.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов 9 октября говорил, что власти РФ уже приняли решение предоставить госгарантии примерно на 150 млрд рублей, или 50% от суммы, зарезервированной в бюджете на 2009 год на эти цели. Однако поправками в бюджет 2009 года, подписанными президентом РФ в начале октября, предусмотрено предоставление дополнительных госгарантий по инвестиционным проектам на 75 млрд рублей и на $2,5 млрд.

Но у "АвтоВАЗа" есть еще одна большая проблема - социальные расходы. Предприятие уже запросило у государства на решение этой проблемы 12 млрд рублей. И пока не понятно, каким образом будет удовлетворена просьба бедствующего автозавода. Как сообщил А.Новак, говоря о возможной компенсации государством социальных расходов "АвтоВАЗа" на сумму около 11,5 млрд рублей, компания хочет получить эти деньги в виде субсидии, "но в бюджете эти деньги не предусмотрены".

Самому "АвтоВАЗу" образовавшие дыры затыкать нечем. По данным отчетности, его чистый убыток по МСФО в I полугодии 2009 года составил 19,3 млрд рублей. Таким образом компания в январе-июне текущего года увеличила чистый убыток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 10 раз.

Выручка компании в I полугодии 2008 года составила 98,5 млрд рублей, а за отчетный период - 53,1 млрд рублей. Таким образом этот показатель за I полугодие текущего года сократился в 1,85 раза.

По РСБУ "АвтоВАЗ" в I полугодии 2009 года получил 14 млрд 103 млн рублей чистого убытка против прибыли в 1,4 млрд рублей годом ранее. Выручка предприятия сократилась более чем в 2 раза и составила 40 млрд 216 млн рублей. При этом себестоимость проданных товаров за этот период превысила показатель выручки на 1,7 млрд рублей - 41 млрд 977 млн рублей.

Резкое снижение показателей по РСБУ в I полугодии этого года компания объясняла влиянием экономического кризиса, который привел к спаду производства и продаж автомобилей Lada. Одновременно со спадом продаж, который спровоцировал падение выручки, в январе-июне этого года продолжался рост цен на потребляемые материалы и энергоносители. Это, в свою очередь, привело к опережающему росту себестоимости надо выручкой, говорится в отчете.

С начала 2008 года компания несколько раз останавливала производство, чтобы избежать затоваривания складов. На фоне снижения продаж "АвтоВАЗ" пересмотрел производственный план на 2009 год, сократив его с 801,6 тыс. до 332 тыс. автомобилей.

Новости по теме

Награда "АвтоВАЗом"

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });