По теории Дарвина
Потребительский рынок России изменился до неузнаваемости: осознать реальность кризиса первыми, затянуть пояса, найти или не найти выход - год кризисной России и всем известные компании
Москва. 23 сентября. INTERFAX.RU - Всего за год экономический кризис перекроил потребительский рынок России до неузнаваемости. Прошлой осенью компаниям, строившим бизнес на заемные средства, стало очевидно: получить новые кредиты не удастся, вернуть старые - не получится.
Пытаясь рассчитаться по долгам, ритейлеры откладывали платежи поставщикам и тянули их за собой на дно. Потребители затянули пояса, постепенно сводя набор покупок до необходимого минимума. Волна дефолтов и банкротств накрыла розничную торговлю, строительство, производство продуктов питания и текстиля.
Оставшиеся на плаву вынуждены учить новые правила: вместо амбициозных планов по расширению сетей и производства - сокращение затрат, штата, оптимизация издержек; вместо IPO и размещения облигаций - реструктуризация долга всеми возможными путями.
На поддержку государства розничный сектор сильно не рассчитывал, отрасль с одним из самых низких уровней экономической концентрации традиционно развивалась практически без участия государства. В самый острый момент кредитного голода средства от госбанков получили полтора десятка компаний, и вся отрасль получила с легкой руки премьер-министра задание в кратчайшие сроки сформулировать основной отраслевой закон - "О торговле", дискуссии о котором ведутся более пяти лет.
Год спустя начала кризиса его история еще не закончена и оставляет даже больше вопросов, чем прошлой осенью: сможет ли, например, торговец бельем "Дикая Орхидея" договориться с кредиторами, или достанется "Сбербанку" за долги? Как сеть "Самохвал" будет доказывать свою непричастность к долгам, списанным на "дочку", проданную некоему ООО "Жора"? Смогут ли подразделения мясоперерабатывающей группы "Продо" засудить друг друга так, чтобы кредиторам ничего не осталось? И за что проголосует рублем возвращающийся на рынок потребитель?
И грянул гром
Первыми реальность кризиса год назад осознали самые закредитованные компании. Агрессивная политика развития холдинга "Марта" Георгия Трефилова привела к тому, что в 2007 году показатель долг/EBITDA розничного подразделения "Марты" достиг 7. В условиях кризиса компания одной из первых дала слабину - в мае 2008 года допустила техдефолт по облигациям на 700 млн рублей, однако смогла погасить их благодаря тому, что Г.Трефилов продал свой пакет акций девелоперской группы РТМ.
Осенью "Марту" ожидала оферта по бумагам на 2 млрд рублей - и ее ритейлер пройти уже не смог. Компания рассчитывала расплатиться с инвесторами, продав сеть "Гроссмарт", состоявшую на тот момент из более 140 магазинов, немецкому концерну REWE, однако последний от сделки отказался, взвесив долговую нагрузку сети. Компания предприняла было попытку запустить процедуру финансового оздоровления и даже пригласила на пост гендиректора экс-главу "Почты России" Игоря Сырцова, однако избежать банкротства не удалось ни холдинговой компании, ни ее розничным активам.
Вслед за "Мартой" с выплатой денег по облигациям на 1,5 млрд рублей не справился крупный сибирский ритейлер АЛПИ. В августе прошлого года к оферте досрочно был предъявлен почти весь выпуск - на 1,44 млрд рублей, но компания не была готова к единовременному изъятию такой суммы из оборота. В сентябре ритейлер выкупил облигации на 495,3 млн рублей, еще около 200 млн рублей выплачено в текущем году. Но это не спасло компанию от кредиторов - Номос-банк и Сбербанк стали хозяевами нескольких торговых комплексов, заложенных по кредитам, а по инициативе ООО "Первая эскалаторно-лифтовая компания" по сегодняшний день в красноярском арбитраже слушается дело о банкротстве сети. Проблема АЛПИ в отличие от "Марты" была другой, отмечают эксперты - ритейлер так и не научился эффективно использовать собственные площади и слишком много инвестировал в строительство площадок.
Сложности с ликвидностью создали проблемы не только ритейлерам. Агропромышленный холдинг "Держава", специализирующийся на производстве и переработке зерновых, птицеводстве и мясомолочном животноводстве, в августе прошлого года не смог исполнить оферту по облигациям на 1 млрд рублей. Он предложил держателям облигаций обменять свои бумаги на паи в фонде, куда намеревался передать свои земельные активы. Однако вместо согласия инвесторов компания получила несколько десятков приглашений в арбитраж. Параллельно с "Державой" не смогли расплатиться по облигациям "Агрохолдинг-Финанс", Агропромышленная группа "ОГО", импортер американской курятины "Белый фрегат", производитель растительного масла "Русские масла", агрохолдинги "Аркада" и "Разгуляй".
Бразильского производителя полуфабрикатов Sadia, терпящего убытки у себя на родине, кризис заставил продать свой бизнес в России. Компания уступила 60%-ную долю в мясоперерабатывающем производстве под Калининградом за $77,5 млн своему партнеру - агрохолдингу "Мираторг". К продаже доли Sadia подтолкнул не только экономический кризис, но и трудности ведения бизнеса в РФ. В частности, построенный в конце 2007 года завод начал производство лишь в конце 2008 года. "Все это время руководство предприятия последовательно преодолевало всевозможные административные препоны, хотя о поддержке проекта говорилось на уровне правительства области", - объяснял собеседник "Интерфакса" в топ-менеджменте бразильской компании.
С началом кризиса совпал и закат некогда крупнейшей парфюмерной сети "Арбат Престиж", которая к началу апреля прошлого года объединяла 95 магазинов в России и на Украине. Впрочем, с кризисом крах парфюмерного ритейлера был связан лишь отчасти. Основной владелец "Арбат Престижа" Владимир Некрасов был арестован 23 января 2008 года по подозрению в неуплате налогов на 49 млн рублей. После его ареста многие производители потребовали от сети предоплаты и приостановили поставки, из-за чего продажи сети к весне снизились почти на 30%. Погасить облигации на 1,5 млрд рублей "Арбат Престиж" смог, продав несколько помещений в Москве "Уралсибу", а крупнейшим кредиторам - Сбербанку и Номос-банку - пришлось взыскивать долги через суд. В январе этого года, так и не сумев рассчитаться с долгами, "Арбат Престиж" закрыл последний магазин.
Вышла из игры и сеть по продаже детских товаров "Банана-мама", некогда объединявшая свыше 80 магазинов. Задолго до оферты по облигациям двух серий на сумму 2,5 млрд рублей владельцы сети начали искать покупателей на этот актив. Сделка готовилась с фондом Icon Private Equity и инвестиционным проектом Troika Capital Partners - фондом Russia New Growth Fund. Однако потенциальные покупатели, ссылаясь на неясную экономическую ситуацию, отказались от приобретения сети. В настоящее время "Банана-мама" практически прекратила существование. Оптовое подразделений сети, ТД "Триал", проходит процедуру банкротства, а головная компания ведет многочисленные судебные разбирательства с кредиторами.
Оптимизация вместо экспансии
Острая нехватка ликвидности, сделавшая платежи сами по себе ходовым товаром, заставила потребительский сектор обратиться за помощью к государству. Ритейлеры просили госкредиты, аргументируя это тем, что если государство профинансирует розницу, та в свою очередь сможет платить поставщикам.
"Масштабы кризиса настолько велики, что спасти всю отрасль невозможно, будет много банкротств", - говорил тогда глава X5 Retail Лев Хасис. "Отдельно стоящие магазины, не входящие в сети, оказались в лучших условиях, чем сети - у них нет долговой нагрузки. Размер долга компании стал гораздо более важным фактором для ее жизнеспособности, чем эффективность", - объяснял он. "Розничным сетям стали практически недоступны привычные финансовые инструменты - облигации, синдицированное кредитование, привлечение денег через акционерный капитал - все стало невыгодно", - сетовал финансовый директор "Седьмого континента" Александр Руснак.
Однако государство, расставляя приоритеты, отдало предпочтение производителям товара, а не торговцам - в список системообразующих попали 34 предприятия агропромышленного комплекса и пищевой промышленности и только восемь ритейлеров. По оценкам розничных компаний, для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов им в совокупности было необходимо около $2 млрд, в ВТБ они подали заявки на открытие кредитных линий общим объемом 18 млрд рублей.
Острая нехватка ликвидности заставила компании потребсектора, порядочно расслабившиеся на российском потребительском буме, оптимизировать работу, сокращать инвестиции и искать новые источники финансирования. Практически сразу под сокращение попал офисный персонал - отделы развития, финансов и новых проектов пошли под нож. X5 Retail Group рассталась с почти 30% офисных сотрудников, ГК "Виктория" (сети "Виктория", "Квартал", "Дешево") только в ноябре уменьшила штат на 10% - были уволены сотрудники рекламного отдела, PR-службы, развития и нескольких других "нестратегических отделов". Чтобы стабилизировать свое финансовое положение, крупнейшие российские ресторанные компании также начали сокращать персонал. Ресторанный холдинг "Арпиком" (сети "Гудман", "Колбасофф", "Филимонова и Янкель") уволил 30% офисных сотрудников, а сеть кофеен "Кофе-Хауз" - 10%.
Удобным источником кредитования могут быть и поставщики, осенью решили сети, разослав своим партнерам предложение об увеличении отсрочек по платежам на несколько месяцев. Пермская розничная сеть "Виват", объединяющая свыше 50 магазинов, попросила об увеличении отсрочки выплат на весь поставленный товар с 30 до 90 банковских дней. Замороженные платежи сослужили плохую службу ритейлерам, оставив последних с пустыми полками и многомиллиардными исками в судах. К примеру, к сети "Мосмарт" за год в Арбитражный суд Москвы было подано 760 исков, к ООО "Самохвал" - 315 исков.
Крупные игроки с устойчивым денежным потоком воспользовались своим положением иначе: они предложили поставщикам платить без отсрочек в обмен на хорошие скидки на товар. Так, Х5 разослала партнерам предложения о выкупе запасов продовольственных и непродовольственных товаров у поставщиков и дистрибуторов, испытывающих проблемы с ликвидностью, а также у их банков-кредиторов. Однако при этом подчеркивала, что рассчитывает на серьезные скидки. О готовности платить поставщикам вперед в обмен на 30%-ную скидку заявил и другой гигант розничного рынка - "Магнит" .
Для снижения издержек в условиях финансового кризиса розничные сети пошли на существенное сокращение ассортимента товаров, отмечает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. "Оптимизация ассортимента - нормальная реакция на происходящие процессы. Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов", - заметил он.
Главной ревизии подверглись инвестиционные проекты потребрынка - ритейлеры отказались от строительства собственной недвижимости и непрофильных проектов. К примеру, принадлежащий "Уралсибу" оператор розничной сети "Копейка" заморозил долгосрочные дорогостоящие инвестпроекты, связанные с приобретением и строительством новых магазинов, но сохранил план открытий, предусмотренный инвестпрограммой 2008 года ($100 млн). X5 Retail заморозила долгосрочные дорогостоящие проекты и снизила планируемый объем капзатрат на 2009 год до 14 млрд рублей, что почти вдвое меньше, чем в 2008 году. "Седьмой континент" снизил объем инвестпрограммы на этот год с планируемых $400 млн до $140 млн, однако в итоге, столкнувшись с трудностями в рефинансировании облигационного займа на 7 млрд рублей, практически отказался от открытия новых магазинов.
Розничная сеть "Спортмастер", специализирующаяся на торговле спортивными товарами, сократила инвестпрограмму на 2009 год в два раза по сравнению с 2008 годом (около 3 млрд рублей в прошлом году), ожидая, что спрос покупателей на спорттовары в условиях кризиса может снизиться. К открытию магазинов в новых торговых центрах ритейлер стал подходить "в высшей степени консервативно и осторожно", потому что, по словам гендиректора сети, многие торговые центры, открытые в регионах, стали генерировать гораздо более низкий клиентский поток, чем прогнозировалось. "Дикая Орхидея", отметив резкое снижение спроса, и вовсе отказалась от открытия новых магазинов в этом году.
Резкое сокращение инвестиций участниками рынка заставило макроэкономистов пересмотреть инвестиционную привлекательность российского розничного сектора. Goldman Sachs понизил свой прогноз по темпам роста выручки и EBITDA российских ритейлеров и почти вдвое сократил прогноз по капитальным вложениям в 2009-2011 годах - с $9,9 млрд до $4,9 млрд. Ранее GS прогнозировал рост выручки "Дикси" в 2009-2011 годах на 29% ежегодно, а теперь - всего на 18%, ожидания по темпам роста EBITDA снижены с 31% до 17%. Для "Магнита" прогнозы снижены с 32% до 27% по выручке и с 25% до 26% по EBITDA. Х5 Retail Group снизит темпы роста выручки на 5 процентных пунктов, до 26%, а EBITDA - с 30% до 26%, ожидали аналитики.
Сети без связи
Сотовые ритейлеры оказались в авангарде компаний, пострадавших от кризиса. Большинство участников этого рынка работало с маржой, близкой к нулевой, финансируя развитие за счет кредитов, как правило, краткосрочных. После начала активной фазы кризиса торговцы мобильными телефонами потеряли возможность рефинансировать долги и оказались на грани катастрофы.
В этих условиях шанс на выживание ритейлерам подарили сотовые операторы, которые к тому моменту уже активно искали возможности строительства собственных розничных сетей.
"Евросеть", долги которой оценивались в $850 млн, с весны 2008 года вела переговоры о продаже с МТС, однако в итоге сделка сорвалась, и в сентябре крупнейшего сотового ритейлера России приобрел Александр Мамут, месяц спустя перепродавший 49,99%-долю в компании "Вымпелкому" .
После этой сделки облик российской сотовой розницы начал стремительно меняться. Агонизирующие ритейлеры пытались договориться с другими сотовыми операторами "большой тройки". "Беталинк" заключил франчайзинговое соглашение с МТС, получив от нее заем на 840 млн рублей. Однако в феврале МТС, купив сеть "Телефон.ру", разорвала контракт с "Беталинком" и через суд потребовала вернуть заем. В марте ЗАО "Бета Линк" подало иск о собственном банкротстве. 31 июля Московский арбитражный суд ввел в компании процедуру наблюдения и назначил временного управляющего. В феврале 2010 года суд планирует рассмотреть дело о банкротстве по существу.
Розничная сеть "Диксис", доля которой на рынке до кризиса составляла 6% (4-е место в РФ), а долги превышали $250 млн, попыталась реструктурировать свой бизнес, однако не смогла выправить ситуацию, и к началу 2009 года фактически прекратила работу, закрыв салоны и распустив сотрудников. В настоящее время в судах рассматривается несколько исков о банкротстве компаний группы "Диксис".
Занимавший третье место на рынке "Цифроград" мог стать базой для розничной сети "Мегафона". В феврале ФАС одобрила ходатайство оператора о покупке 100% ритейлера, однако сделка сорвалась, и весной компании "Цифрограда" обратились в суд с исками о собственном банкротстве.
Еще одному участнику топ-10 российского рынка - "Эльдорадо" - повезло больше: бизнес сотового ритейла, выделенный из одноименной розничной сети по торговле электроникой, был куплен МТС.
Таким образом, уже к весне этого года эпоха конкуренции крупных независимых сотовых ритейлеров в РФ завершилась.
"Салоны связи превращаются в такие же грязные и убогие магазины, как в Европе, с хамлом внутри, которое делает одолжение. Но это касается не только сотовой розницы, а и всего бизнеса в целом", - в своей привычной манере описал ситуацию в недавнем интервью "Коммерсанту" бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин, ныне скрывающийся от российского правосудия в Лондоне.
Единственный крупный игрок, которому пока удается сохранить независимость - это "Связной", второй по величине сотовый ритейлер в России. Он сумел получить финансовую поддержку от "Вымпелкома" и МТС, не перейдя под их контроль. Летом 2008 года ритейлер заключил соглашение о продаже контрактов с "Вымпелкомом", получив, как сообщалось, предоплату в размере $100 млн. В конце прошлого года 13 топ-менеджеров "Связного" перешли в МТС - управлять розничной сетью оператора. За это "Связной" получил от МТС вознаграждение, размер которого не раскрывался.
Удалось "Связному" также решить проблему с ФНС, которая требовала от ЗАО "Связной", ранее входившего в одноименную группу компаний, 2,7 млрд рублей. ЗАО подало иск о собственном банкротстве, и в конце июля собрание кредиторов утвердило план внешнего управления, в ходе которого компания обязалась выплатить задолженность налоговикам.
Спрос диктует правила
Капризный потребительский спрос отреагировал на кризисные явления в экономике хоть и с запозданием, но ожидаемо - затягиванием поясов и переносом второстепенных покупок на потом. "Возвращение серых макарон" на полки магазинов, которое так изумило осенью главу X5, стало общерыночным трендом - спрос не только снизился, но и сместился в пользу более дешевой продукции. На протяжении 2008 года показатель розничного оборота демонстрировал положительную динамику. Показатели роста колебались в пределах 10-18% в месяц, только к декабрю снизившись до 4,8%. С февраля текущего года рост сменился падением. В феврале показатели были на 1,4% ниже прошлогодних, в марте - на 3% и в апреле - на 4,5%, в мае - на 5,6%, в июне - на 6,5% и в июле - на 8,2%. Наконец в августе оборот розничной торговли в России сократился на рекордные 9,8% по сравнению с августом 2008 года и составил 1 трлн 226,1 млрд рублей. При этом в прогнозе Минэкономразвития в 2009 году ожидается падение оборота на 6%.
Рестораторы тоже почувствовали снижение. По оценкам Росстата, доходы российских предприятий общественного питания в мае 2009 года снизились на 11,2% по сравнению с маем 2008 года, а в целом за 5 месяцев - упали на 8,2%. Весь предыдущий год российский рынок общепита сохранял темпы роста выручки на уровне 10-15%, лишь к декабрю прирост оборота замедлился до 5%.
По оценкам независимых экспертов, доходы московских ресторанов, работающих в высоком ценовом сегменте, в период с ноября 2008 года по март 2009 года снизились на 20-30%, а размер среднего чека сократился практически вдвое, в то же время доходы в сегменте быстрого питания увеличились на 5% - спрос сместился в сторону недорогой пищи.
В частности, ресторанный холдинг "Росинтер", управляющий свыше 330 ресторанами среднего ценового сегмента, в I полугодии отметил снижение продаж в рублях по ресторанам в среднем на 16%. При этом выручка холдинга благодаря активному расширению сети в конце 2008 года увеличилась на 4% в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4,1 млрд рублей. Падение курса рубля более чем на 30% по отношению к доллару сыграло с компанией, готовившей значительную часть блюд с применением импортных продуктов, плохую шутку - ресторатору пришлось провести оптимизацию своего меню, заменяя часть иностранных продуктов российскими, чтобы сохранить цены на прежнем уровне.
Производители продуктов питания отметили смещение спроса от переработанной продукции к базовой. Так мясопереработчик группа "Черкизово" зафиксировал в первом полугодии 2009 года рост продаж мяса птицы и свинины на 5% и 8% в натуральном выражении, однако в то же время продажи в сегменте мясопереработки, которые в прошлом году упали на 3%, в январе-июне сократились уже на 14%.
Табачная корпорация British American Tobacco зафиксировала по итогам I полугодия снижение продаж в России на 6% по сравнению с предыдущим годом - до 40 млрд сигарет. Как заявил управляющий директор "БАТ Россия" Кингзли Уитон, в первом полугодии впервые за последние 10 лет была отмечена тенденция перехода потребителей с более дорогих на более дешевые сигареты. В то же время на рынке происходит поляризация - растут продажи в недорогом и премиальном сегментах.
В розничной торговле акцент покупателей на низких ценах дал толчок развитию концепций, ориентированных на выставление самой низкой цены - дискаунтеров и гипермаркетов. Если многие игроки отрасли объявили о смещения фокуса в развитии от супермаркетов к более "народным" форматам, лидер рынка X5 пошел дальше и, пользуясь своей закупочной силой, объявил о намерении продавать все 100% ассортимента на самом низком для рынка уровне цен. В результате трафик покупателей в дискаунтерах X5 вырос на рекордные для отрасли 11%.
Оператор сети "Магнит", которая также специализируется на формате дискаунтера, за 8 месяцев текущего года смогла увеличить чистую розничную выручку на 32% - до 107,8 млрд рублей. За счет снижения конкуренции и ухода с рынка многих региональных игроков открытие новых торговых объектов стало дешевле, отчасти благодаря этому с начала года ритейлер сумел открыть 349 новых магазинов, расширив сеть до 2931 точек.
В то же время "Седьмой континент", развивающийся в формате супермаркет (больше площадь и шире ассортимент, чем в дискаунтерах), в начале года демонстрировавший динамику роста выручки свыше 20%, к августу снизил темпы роста до 4%.
Падение спроса на книги и печатную продукцию, которые в период кризиса оказались вне списка товаров первой необходимости, привело к банкротству сети "Букбери" и корректировке планов других книжных компаний. По данным Росстата, в январе-апреле текущего года выпуск книг в России упал на 38,4%, а газет и журналов - на 28,3% и 19,7% соответственно. В апреле тиражи газет упали на 23,4%, а выпуск журналов снизился на 31,1%.
Одной из крупнейших книготорговых компаний России, "Топ-Книге", пришлось закрыть с начала года свыше 100 магазинов и сократить число точек в супермаркетах в 2,6 раза. Ритейлер, управляющий более чем 550 книжных магазинов, объяснил, что провел оптимизацию и избавился от наименее эффективных торговых объектов, чтобы открыть новые на более удобных местах с более высоким трафиком посетителей. "Кризис помог нам найти хромую курицу", - отметил пресс-секретарь книготорговой компании Вячеслав Ухов.
Продолжение следует
Российский потребительский рынок, пережив за год острую нехватку денег, череду дефолтов и банкротств, еще не скоро оправится от последствий кризиса, признают эксперты. В то время как отдельные сектора российской экономики начали замечать долгожданные "зеленые ростки", розничный рынок один за другим фиксирует рекорды падения. Сельхозпроизводство в России, остававшееся одной из немногих растущих отраслей, в августе этого года, по данным Росстата, упало на 12,6% по сравнению с августом 2008 года.
Л.Хасис уверен, что признаков выхода из кризиса в продуктовом ритейле нет. По его словам, ритейлеры отмечают существенное снижение потребительской активности, сам рынок уменьшился примерно на 5% . "Никакого изменения в сторону роста расходов населения на потребительские цели мы не видим, и более того, пока мы не видим даже предпосылок для этого", - заметил он.
До сих пор остаются неразрешенными наиболее заметные интриги потребрынка, как, например, история розничной сети "Самохвал". Под давлением кредиторов и поставщиков, не сумев реализовать недвижимость сети, основной владелец компании Дмитрий Кувшинов передал розничные активы "Самохвала" в новое ООО "Самторг", где доли получили кредиторы компании - банки "Возрождение" и "Северный морской путь". Долги перед облигационерами, некоторыми кредиторами и частью поставщиков остались на ООО "Самохвал", которое в марте было переименовано в нейтральное ООО "Меркурий" и продано некому ООО "Жора".
Интересный вариант подготовки к банкротству подготовила агропромышленная группа "Продо". Московский арбитраж по требованию Альфа-банка 21 сентября начал процедуру банкротства головной компании группы. Однако за счет применения перекрестных исков основными претендентами на активы группы могут стать две ее собственные птицефабрики. Вслед за Альфа-банком иски о банкротстве предприятий группы подали "дочки" самой "Продо" - Калужская и Пермская птицефабрики. Компании, входящие в группу, с апреля выиграли иски друг к другу на 6,73 млрд рублей, и еще примерно на 3 млрд рублей будут рассмотрены позднее. В то же время общая сумма более десятка исков Альфа-банка к группе едва превышает 3,3 млрд рублей.
Кроме того, потребрынок ждет сильное законодательное изменение - 11 сентября Госдума приняла в первом чтении проект закона "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ". Документ, работа над которым идет уже несколько лет и сопровождается жаркими спорами, получает противоречивые оценки. Законопроект определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению к поставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен.
"Это тяжелый и сложный законопроект, над которым работали несколько лет", - заявила депутат Госдумы, член комитета по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова. Она считает, что документ удовлетворяет интересы всех участников процесса - сельхозпроизводителей, переработчиков, поставщиков и торговлю.
В прошедшей первое чтение версии нет нормы о регулировании государством торговых наценок, сроки оплаты поставленной продукции ограничены 75 днями, а порог доминирования торговых сетей - 25% в одном муниципальном образовании. Второе чтение ожидается во второй половине октября.
Альтернативный проект, подготовленный группой депутатов и членов Совета Федерации, был снят с обсуждения по инициативе разработчиков. Депутатский законопроект, в отличие от правительственного, подразумевал возможность прямого государственного регулирования цен на социально значимые товары.
Председатель совета директоров группы компаний "Виктория" Николай Власенко считает, что "толку от закона не будет никакого, он перешел из разряда экономического в разряд политический". По его словам, в документ "столько пытались заложить "хотелок", что он превратился в утопию". Н.Власенко полагает, что депутатам не удастся принять реально работающий закон. "Кроме как конкуренцией, цены ничем нельзя снизить, никаким административным вмешательством, - подчеркнул он. - Перспектив у закона практически нет".
/Интерфакс/