Автохлам поднял продажи

Программа "cash-for-clunkers" (наличные за автохлам), которую ведущие автомобильные страны запустили для автолюбителей, сработала на славу. В США, Японии и Германии продажи автомобилей выросли. Однако эксперты говорят о том, что с прекращением этой программы упадет и спрос. Хуже всего придется Германии

Москва. 2 сентября. IFX.RU - Программа "cash-for-clunkers" ("наличные за автохлам"), которую ведущие автомобильные державы ввели для поддержки своих рынков, сработала на славу. Мировой автопром начинает позывать первые признаки жизни. В июле выросли продажи в Японии, август принес хорошие новости для авторынка США. А вот Германию, которая одной из первых начала платить автолюбителям за их авторухлядь и уже пожавшая плоды своих усилий, мучают дурные предчувствия.

Америка

В августе 2009 года впервые с октября 2007 года в США зафиксирован рост продаж новых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

По данным исследовательской компании Autodata Corp., продажи новых автомашин в США выросли в августе благодаря правительственным мерам по стимулированию спроса до 1 млн 261 тыс. 977 штук, что на 1% выше уровня годичной давности и превышает июльский показатель в 997 тыс. 824 штуки.

В пересчете на год августовские продажи соответствуют уровню в 14,09 млн машин против 11,24 млн в июле, 9,7 млн в июне и 13,56 млн в августе 2008 г. Эксперты ожидали гораздо большего. Они прогнозировали, что продажи достигнут в августе 14,3 млн машин в годовом исчислении. Этот показатель не превышал 10 млн машин до июля 2009 года, когда начала действовать программа "cash-for-clunkers".

Программа "cash-for-clunkers" и правда работает. Однако больше всего от государственной поддержки выиграли иностранные производители. Так, Toyota реализовала на 6,4% больше машин, Honda - на 10%.

Продажи американского автопроизводителя Ford Motor Co. также выросли в августе на 17%, а вот GM потеряла 20%, Chrysler - 15%.

Программа "cash-for-clunkers" предусматривала предоставление до $4,5 тыс. при покупке нового, более экономичного автомобиля взамен старого, она завершила свое действие в августе.

Как ожидается, в сентябре произойдет корректировка рынка из-за прекращения действия программы "cash-for-clunkers". Программа оказалась настолько популярной среди автолюбителей, что заложенного первоначально $1 млрд хватило не на несколько месяцев, как предполагалось, а всего на неделю. Правительство добавило еще $2 млрд, которые закончились еще через три недели. В результате программа, которая должна была длиться до 1 ноября, была свернута всего через месяц после ее начала - 24 августа.

Программа "cash-for-clunkers" не только вызвала ажиотаж, она показала, что американцы изменили своим предпочтениям. В качестве "автохлама" они чаще всего сдавали пикапы и микроавтобусы, а вот покупали более экономичные малолитражки и седаны. В начале недели самыми популярными по продажам в рамках программы стали Toyota Corolla, Honda Civic и Ford Focus - все это седаны.

Программа "наличные за автохлам" стала самым успешным элементом программы по стимулированию экономики страны, реализуемой Бараком Обамой, считают эксперты.

Япония

В Японии автолюбители тоже ринулись обменивать свои старые авто на новые с доплатой. Благодаря этому продажи автомобилей в Японии выросли в июле впервые за 13 месяцев. К тому же повысился спрос на новые гибридные модели. Лидерами роста стали два крупнейших автопроизводителя страны Toyota Motor Corp. и Honda Motor Corp., сообщило агентство Bloomberg.

Объемы реализации легковых, грузовых автомобилей и автобусов, кроме мини-автомобилей, выросли в Японии в позапрошлом месяце на 2,3% - до 198,27 тыс. автомашин.

Toyota продала 90,8 тыс. автомобилей (кроме бренда Lexus), рост показателя составил 9%. Honda увеличила объемы сбыта на 13%. Третий по величине автопроизводитель Японии Nissan Motor Co. сократил продажи на 1,4%.

В июне правительство Японии запустило свою программу стимулирования "cash-for-clunkers", согласно которой покупатель нового автомобиля, сдающий старую автомашину, получал субсидии в размере 250 тыс. иен ($2,7 тыс.). Тем, кто не решается расстаться со старым автомобилем или покупает машину впервые, государство выдает по 100 тыс. иен. Субсидии распространяются на все сделки купли-продажи новых автомобилей в Японии начиная с 10 апреля.

Вместе с тем Японская ассоциация производителей автомобилей ожидает сокращения продаж автомобилей в Японии в текущем финансовом году (до 31 марта 2010 года) на 8,5% - до 4,3 млн автомашин.

В Южной Корее продажи автомашин увеличились в июле второй месяц подряд - на 13%, что также свидетельствует о восстановлении спроса и выходе из рецессии. Hyundai - крупнейший автоконцерн страны - увеличил объемы сбыта на внутреннем рынке на 23%.

Германия

А вот Германия, которая первой воспользовалась механизмом "cash-for-clunkers", в печали. Результаты действия программы оказались впечатляющими - в первом полугодии 2009 года в Германии было продано 2,06 млн автомобилей, что на 26% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года, свидетельствуют данные VDA. В июне немцы купили 427 тысяч автомобилей - это на 40% больше, чем в том же месяце 2008 года.

Эксперты считают, что во втором полугодии спрос на автомобили не превысит показателей первого полугодия.

"Cash-for-clunkers" с немецким акцентом была запущена в феврале 2009 года. Согласно ее условиям, жители Германии при покупке новой машины получают компенсацию в размере 2,5 тыс. евро за сдачу в утиль старого автомобиля возрастом менее девяти лет. На эти цели выделено 5 млрд евро.

Однако теперь эксперты после бурного роста предрекают авторынку Германии горькое похмелье. Как писала The Wall Street Journal со ссылкой на прогноз международной исследовательской компании Roland Berger, продажи автомобилей в следующем году могут упасть на 20%. Германские автопроизводители также обеспокоены возможным снижением спроса, но все же не дают столь пессимистичных прогнозов.

Ожидаемое падение будет вызвано окончанием сроков действия программы "cash-for-clunkers" осенью этого года, после того как были израсходованы все деньги.

Экономист из института DIW Карстен Дрегер полагает, что программа "наличные за автохлам" не только чрезмерно стимулировала спрос в 2009 году, перенасытив рынок, что негативно скажется на спросе в 2010, но и "паразитировала на спросе на другие потребительские товары" в этом году.

В исследовании Roland Berger говорится о возможном сокращении продаж, в результате чего производителям придется сворачивать производство, уволив 90 тыс. рабочих. Все это, весьма вероятно, станет ударом по ВВП.

"Хорошим уровнем для германского рынка является 3-3,5 млн машин в год. В этом году мы рассчитываем на продажи 3,7 млн, а в следующем году прогнозируем продажи на уровне 2,7-2,8 млн", сказал партнер Roland Berger Ральф Ландманн. "Если спрос сократится на 20%, очевидно, что это нанесет удар по рынку труда", добавил Р.Ландманн.

Федеральное статистическое управление Германии подсчитало, что немцы потратили 36 млрд евро на автомобили в первом полугодии 2009 года, в результате чего потребительский спрос вырос на 0,1%. Без этого пакета мер по стимулированию потребление упало бы на 1%, а экономика в целом сократилась бы еще больше.

Германские автопроизводители по сравнению прошлым годом уже сократили около 100 тыс. временных рабочих, согласно данным Federal Association for Temporary Work.

Прогноз Roland Berger, в свою очередь, касается еще более болезненного вопроса - постоянных рабочих автопрома.

Представитель Ассоциации германских автопроизводителей (Association of German Automakers) не согласен с прогнозом, представленным Roland Berger. Он заявил, что сокращений избыточной рабочей силы, якобы накопленной в годы процветания в отрасли, не планируется. "Нельзя сократить то, что не было накоплено", - заявил он.

Новости по теме

Китай обгонит США по всем статьям

Новости