Деньги для автопрома. Перезагрузка
Правительство решало перетряхнуть программы помощи российскому автопрому и переложить деньги из одной корзины в другую. В пользу "АвтоВАЗа", так как он единственный крупный автопроизводитель-экспортер, будет "понадергано" дополнительно 2,5 млрд рублей. Для этого вдвое сократят программу субсидирования процентов по автокредитам для населения и по кредитам на модернизацию
Москва. 17 августа. IFX.RU - Российский автопром едет не так, как хотелось бы правительству, которое уже и не знает, с какого конца надо начинать заливать в тормозящую отрасль деньги. Министерство промышленности и торговли РФ подготовило ряд предложений по перераспределению 11,5 млрд рублей бюджетных средств, запланированных на поддержку российских автопроизводителей в 2009 году. Больший акцент будет делаться на поддержке автопроизводителей-экспортеров, которым и достанутся 2,5 млрд рублей. По сути из крупнейших автопроизводителей на эти деньги сможет претендовать лишь "АвтоВАЗ".
Для того, чтобы набрать эти 2,5 млрд рублей, правительство решило изъять деньги из других программ поддержки. Обычно это называют "оптимизацией". "Оптимизированы" будут программа субсидирования ставок по автокредитам для населения, льготного кредитования автопроизводителей для техперевооружения и лизинговых льгот.
Льготных кредитов для граждан будет вдвое меньше
Как сообщил "Интерфаксу" источник в министерстве, предлагается сократить в два раза, с 2 млрд до 1 млрд рублей, объем средств, направляемых банкам в 2009 году на возмещение выпадающих доходов при предоставлении льготных кредитов физическим лицам на покупку автомобилей.
Напомним, в январе государство решило спонсировать 8% от стоимости кредита на покупку машин стоимостью до 350 тысяч рублей. Кредит предоставляется на срок до трех лет. Гражданин должен был внести предоплату за приобретаемый автомобиль в размере 30% его стоимости (до 105 тыс. рублей). Из федерального бюджета страны на эти цели будет выделено 2 млрд рублей.
Но программа не стала панацеей для автомобильной промышленности. Сказались, в частности, довольно жесткие требования к заемщикам, в том числе и 30-процентный взнос. В итоге потребовались новые меры. В июле правительство увеличило с 350 до 600 тыс. рублей предельную ценовую планку стоимости автомобилей, по которым государство субсидирует кредитную ставку. При этом первоначальный взнос за кредит был снижен с 30% до 15%.
По оценкам Минпромторга, к концу 2009 года порядка 120 тысяч автомобилей (с запуском программы в министерстве говорили о 150 тысяч) смогут быть предметом льготного кредитования.
По состоянию на 13 августа 2009 г. от физических лиц в банки с апреля 2009 г. поступило 45 тыс. 764 заявки на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых выдано 25 тыс. 401 автокредит.
Кредитам на модернизацию подрежут крылья
Министерство также предлагает сократить с 2,5 млрд до 1,5 млрд рублей объем средств, которые в 2009 году будут направлены на субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым автокомпаниями на технологическое перевооружение.
Напомним, весной правительство решило, что российский автопром должен модернизироваться даже в условиях кризиса. Потому российским предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения обещали возмещать из бюджета часть ставки по кредитам, направленным на технологическое перевооружение.
Из казны субсидируется две трети процентной ставки по кредитам, полученным в 2008-2009 годах в российских банках, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. на все про все было запланировано 2,5 млрд рублей.
Но, видимо, эта программа тоже не пользовалась оглушительным успехом, раз деньги из нее решено направить на поддержку экспортеров.
Лизинг тоже в минус
В два раза - с 1 млрд до 0,5 млрд рублей - планируется сократить средства, направляемые на предоставление субсидий лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на покупку отечественных автомобилей.
Вместе с остальными мерами стимулирования продаж, государство решило поддержать частный с через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники. Было предусмотрено выделение 1 млрд рублей на субсидирование процентных ставок (до 2/3 ставки рефинансирования) на лизинг автомобильной техники. Росагролизинг получил возможность реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей.
Все деньги - "АвтоВАЗу"
При этом объем субсидий на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими организациями-экспортерами, планируется увеличить на 2,5 млрд рублей (до 8,5 млрд рублей). Перечень предприятий-экспортеров, кредиты которых подлежат субсидированию из бюджета РФ, был утвержден министерством в конце февраля. Из производителей легковых автомобилей в РФ на субсидирование может претендовать только ОАО "АвтоВАЗ".
В рамках льготного кредитования приобретения автомобилей для физических лиц претендовать на возмещение может продукция ОАО "Авто ВАЗ", ОАО "ТагАЗ", "ГАЗ", "УАЗ", "ИжАвто", ОАО "Соллерс".
Таким образом, по сути правительство отбирает деньги у других программ с целью помочь "АвтоВАЗу".