"ИжАвто" хочет стать банкротом

Российский автопроизводитель начал сам себя банкротить. Зачахшему "ИжАвто" не смогло помочь правительство Удмуртии, его не захотели взять к себе "Ростехнологии", а кредиторы выстроились в длинную очередь. Автопроизводитель решил не мучиться и намерен добровольно уйти из жизни

Ижевск. 13 августа. IFX.RU - Российский автопром докатился до попытки первого добровольного банкротства. Слабым звеном в отрасли стало ОАО "ИжАвто". Как сообщается на сайте Арбитражного суда Удмуртской республики, заявление о признании должника банкротом зарегистрировано 6 августа, но к рассмотрению пока не принято.

Еще в июне казалось, что ситуация стабилизируется, и давно стоявший конвейер предприятия будет запущен. Сам президент Удмуртии Александр Волков заверял журналистов, что завод, остановленный в мае, готов запуститься с июля месяца, а с южнокорейской Kia подписано дополнительное соглашение по снижению стоимости комплектующих для сборки автомобилей. Потом сроки были отодвинуты на август, и вновь источником надежд выступали власти республики, не раз отмечавшие, что завод является "самым сложным звеном" в экономике региона.

"Я думаю, что это будет август месяц", - сообщал заместитель председателя правительства Удмуртии, член совета директоров Ижевского автозавода Валерий Богатырев. Он уверял, что все договоренности с корейской компанией Kia для продолжения сборки по машинокомплектам достигнуты, цена удовлетворяет обе стороны. "АвтоВАЗ" не отказывается от размещения на предприятии "классики". "Все зависит от того, что нужно найти 500 млн рублей оборотных средств, чтобы проплатить комплектующие", - уточнял В.Богатырев.

Но с запуском производства пока не сложилось, зато грядет банкротство. "ИжАвто" должен своим кредиторам приличную сумму денег. Ряд кредитных организаций подали иски о взыскании с автозавода денежных средств. Так, Альфа-банк подал иск о взыскании с "ИжАвто" 236 млн рублей. Кроме того, деньги с "ИжАвто" через суд хочет взыскать банк "Алемар" (26,176 млн рублей по необеспеченному долгу "ИжАвто" по облигациям). До этого иск к "ИжАвто" и дочернему ООО "Иж-Комплект" подал банк "Зенит" - о взыскании с компаний 180 млн 27 тыс. рублей в рамках неисполнения кредитного договора. "Уралсиб" требовал с автозавода 192 млн рублей. На дня арбитражный апелляционный суд подтвердил решение о взыскании с ИжАвто 201 млн руб. долга в пользу Оргрэсбанка, держателя облигаций автозавода.

Как сообщалось, на начало апреля 2009 долг "ИжАвто" составлял 11,3 млрд рублей, а контрольный пакет находится в залоге у Сбербанка (на который приходится большая часть задолженности предприятия (8 млрд рублей).

Избавление от проблем властям республики виделось в передаче ИжАвто "под флаг" Ростехнологий. "Допустим, залоговые акции, те, которые в Сбербанке отдать в управление "Ростехнологий". У нас хотя бы была "крыша" для дальнейшего кредитования", - отмечал руководитель республики.

Но, сетовал А.Волков еще в июне, решение пока не принято. "Будем продолжать работать, потому что возможное банкротство - это, конечно, самый печальный исход будет. Хотелось бы этого не допустить", - говорил глава Удмуртии. Но, судя по тому, что ИжАвто собрался банкротиться, договориться не удалось, в том числе и о "крыше" Ростехнологий.

Да и вряд ли это было кому-то нужно, кроме пытавшегося спастись завода. Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявлял в прессе, что госкорпорация не хочет брать в управление автозавод "ИжАвто". По его словам, "АвтоВАЗ" одним из крупнейших акционеров которого являются "Ростехнологии", планировал приобрести "ИжАвто" "не для себя, а для партнера - Renault", и отказался от сделки в связи с тем, что Renault утратил интерес к производственным мощностям "ИжАвто".

Счетная палата РФ в своем отчете называет одной из причин проблем "ИжАвто" нерациональную финансовую политику. По оценке СП, нерациональность заключалась в отвлечении из оборота значительных средств, в том числе на кредитование покупателей. "ИжАвто" не обеспечило действенный контроль погашения контрагентами своих платежных обязательств, в результате чего просрочка платежей по отдельным договорам составляла до 20 месяцев. К числу "внешних" причин возникновения кризисной ситуации в "ИжАвто" аудиторы относят "уязвимость" промсборки, недостаточный анализ ее экономических характеристик, а также "отсутствие поддержки со стороны бывших владельцев акций предприятия" (группа "СОК").

СП также отмечала, что по причине несовершенства нормативной правовой базы контроль таможенного оформления товаров, возимых для промышленной сборки, затруднен. "ИжАвто" начиная с III квартала 2008 года работает в убыток, в целом за 2008 год отрицательный финансовый результат составил 908,1 млн рублей, за I квартал 2009 года - 1,3 млрд рублей. Основной причиной финансовой неустойчивости предприятия, по оценке СП, явилась высокая доля заемных средств, привлекаемых для финансирования деятельности.

С конца 2008 года начались простои части работников "ИжАвто", а в мае 2009 года было остановлено основное производство и объявлено о сокращении штатной численности. Тогда "ИжАвто" уведомило службу занятости Ижевска о высвобождении 2 тыс. 407 человек, сокращения планировалось провести с 24 августа, а завершить 24 сентября 2009 года. Согласно отчетности "ИжАвто", среднесписочная численность работников предприятия на 31 марта 2009 года составляла 5,33 тыс. человек. По состоянию на 19 июня 2009 года по соглашению сторон уволено 1773 работника.

В апреле текущего года менеджмент завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо стал владельцем около 75% акций "ИжАвто", причем предыдущий владелец компании - группа "СОК" - в рамках сделки получила автомобили на общую сумму $200 млн.

Новости по теме

Российский автопром – кто не успел, тот опоздал

Новости