Спецпрограмма для "АвтоВАЗа"
Власти не до конца просчитали все проблемы "АвтоВАЗа". Залитый бюджетной благодатью автоконцерн нуждается в спецпрограмме на случай временной остановки. Правительство будет принимать дополнительные меры
Москва. 10 августа. IFX.RU - Государство похлопает себя по дырявым карманам и вытащит оттуда парочку очередных программ: по реабилитации одного из крупнейший градообразущих предприятий - "АвтоВАЗа" и города-спутника этого автоконцерна. Две программы будут в итоге работать на одну цель - дать встать с колен крупнейшему производителю пока еще "народных" автомобилей.
Для стабилизации ситуации на ОАО "АвтоВАЗ" должна быть разработана специальная программа, учитывающая возможный вариант временной остановки работы предприятия, считает вице-премьер правительства РФ Александр Жуков.
"На сегодняшний день на "АвтоВАЗе" непростая ситуация. Это связано с падением объемов производства", - заявил А.Жуков в понедельник журналистам.
"Я думаю, что по Тольятти должна быть сделана специальная программа по стабилизации ситуации на рынке труда с учетом возможной временной остановки предприятия", - сказал вице-премьер.
При этом А.Жуков отметил, что в такого рода программе необходимо учесть нахождение большого количества работников в неоплаченных отпусках.
По мнению вице-премьера, стабилизационная программа по "АвтоВАЗу" должна иметь комплексный характер, предусматривающий помощь как производственному процессу, так и решению проблем занятости. "Я думаю, что здесь нужно как помогать собственно предприятию, так и принять дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда в целом", - сказал он.
"Очевидно, что эта ситуация на "АвтоВАЗе" требует очень серьезной проработки", - подчеркнул А.Жуков, ответственный в кабинете министров РФ за социалку вице-премьер.
Скорее всего, главным аргументом для правительства является тот факт, что если "АвтоВАЗ" рухнет окончательно, то без работы не то что временно, а совсем останется более чем 100-тысячный коллектив предприятия. И если каждый пятый-шестой житель автомобильной столицы Самарской области (Тольятти) останется без работы, город действительно станет "самым опасным городом в России". Как говорил председатель Самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров, с учетом членов семей работников АвтоВаЗа, это примерно 500 тыс. человек из 750-тысячного населения города.
Власти Самарской области совместно с руководством "АвтоВАЗа" и мэрией Тольятти намерены привлечь 22 тыс. работников "АвтоВАЗа" которые в настоящее время находятся в вынужденном отпуске либо работают по сокращенному графику, к общественным работам, что позволит восполнить их доходы.
За бедный АвтоВАЗ замолвите слово
Спасать спасают, но уже мало кто считает, что "АвтоВАЗ" может сделать что-то конкурентоспособное собственными силами. Автогиганту ставят чуть ли не смертельные диагнозы и пытаются понять, куда уходят деньги.
Напомним, выделение поддержки гибнущему автоконцерну в размере 25 млрд рублей еще в конце марта сопровождалось напутствием от премьер-министра Владимира Путина - "обеспечить качество и новые марки" после согласования всех вопросов с кредиторами. Деньги автозавод получил: правительственные миллиарды перечислены, банки дают кредиты на 90 млрд рублей, раньше было получено еще около 1 млрд евро за блок-пакет акций от компании Renault. В конце прошлого года "АвтоВАЗ" приобрел лицензию на производство комплектующих, а также сборку и дистрибуцию автомобилей на платформах Renault за $220 млн. Автокредиты в том числе и на все вазовские модели стали еще более льготными. При этом на складах скопилось более 80 тысяч непроданных автомобилей. Но, предприятие, как отмечал спикер Совета Федерации Сергей Миронов, объявляет отнюдь не о новых планах, а о приостановке конвейера и сокращенной рабочей неделе в перспективе.
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, на самостоятельный прорыв российские автопроизводители не способны по двум причинам - огромное технологическое отставание и потребность в крупных инвестициях. Чтобы создать новую модель автомобиля, необходимо инвестировать от 1 млрд до 2,5 млрд евро, отметил Г.Греф. Поэтому, как говорил глава Сбербанка в одном из своих интервью, "АвтоВАЗ" либо нужно передавать в управление Renault (концерну принадлежит блокпакет акций предприятия), либо искать другой вариант. "Другой вариант" - это новые технологии через альянс. К примеру, альянс с Magna и Opel (Сбербанк в настоящее время борется за 27,5% акций Opel).
Как сообщал глава Счетной палаты Сергей Степашин, с одной стороны, на предприятии 100 тысяч работающих, которых нужно поддержать. С другой стороны, принятие решение о его поддержке "в определенной степени противоречит нашей собственной стратегической концепции - поддерживать то, что должно обновляться и должно быть новым при выходе из кризиса".
С.Степашин припоминал, что еще в 1999 году рассматривались проблемы АвтоВАЗа. "И тогда еще было принято решение - ну хватит нам ездить на "Жигулях" старых моделей. Прошло 10 лет, ничего не изменилось", - отметил он.
Продажи "АвтоВАЗа" упали в I полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%.