Авиация пытается взлететь

В мировой авиационной отрасли наблюдаются первые признаки стабилизации и "потепления спроса", несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию. Финансовые итоги во втором квартале оказались лучше прогнозов экспертов. В то же время, ряд авиаперевозчиков по-прежнему фиксировали убытки, спрос продолжал снижаться

Нью-Йорк. 24 июля. IFX.RU - Опубликованные финансовые результаты многих мировых авиакомпаний за второй квартал оказались лучше ожиданий аналитиков, однако в целом итоги апреля-июня представляются неутешительными: ряд авиаперевозчиков по-прежнему фиксировали убытки, спрос на деловые и туристические поездки продолжал снижаться.

Тем не менее, в настоящее время наблюдаются первые признаки стабилизации и "потепления спроса" в отрасли, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию во многих регионах мира, пишет The Wall Street Journal. В частности, авиакомпании США и Китая дают аналитикам повод надеяться на успешное разрешение проблем сектора.

Летать стали меньше

Мировая рецессия крайне негативно сказывается на авиационной отрасли: сокращение спроса отмечается как на международных перелетах, так и на внутренних рейсах практически во всех регионах мира.

Негативное влияние на международный трафик оказала во втором квартале и вспышка свиного гриппа, особенно заметными были последствия в Азии и Латинской Америке.

Вторая по величине авиакомпания Азии All Nippon Airways Co. зафиксировала самое резкое снижение числа пассажиров за 6 лет. Например, в июне All Nippon Air перевезла на 20,1% меньше человек на международных направлениях и на 15,6% меньше на внутренних рейсах, чем за тот же месяц 2008 года.

"Спрос в деловом секторе остается низким, и свиной грипп также способствовал сокращению числа пассажиров", - заявил старший вице-президент All Nippon Air Син Нагасэ.

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в январе-июне 2009 года сократило перевозки пассажиров на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,8 млн человек. В июне компания снизила перевозки на 11% по сравнению с июнем, до 758,1 тыс. человек.

Процент занятости пассажирских кресел в июне составил 70,7%, что ниже уровня прошлого года на 3,8 процентного пункта.

В условиях ослабления спроса авиакомпании не спасает даже уменьшение расходов на топливо на фоне снижения стоимости нефти во втором квартале более чем на $70 за баррель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Топливные расходы авиакомпаний сократились в среднем на 30-40%.

Подготовка к зиме - запасы и снижение издержек

Аналитики обращают особое внимание на запасы ликвидности авиакомпаний в ходе опубликования квартальной отчетности, отмечает WSJ. Уже сейчас нужно оценить, насколько авиаперевозчики готовы к снижению спроса на авиабилеты осенью и зимой.

Однако немногие из авиакомпаний готовят денежные запасы на зиму, большинство из них предпочли снижение издержек путем сокращения рабочих мест и воздушных флотов и попробовали увеличить выручку за счет введения новых платных услуг.

"Это устойчивая отрасль, а мы устойчивая компания. Хотя мы не можем влиять на многие факторы вокруг нас, включая состояние экономики и цену нефти, мы целенаправленно решаем те задачи, которые мы способны контролировать", - заявил глава United Airlines Гленн Тилтон.

Массовые увольнения

Сокращение рабочих мест - один из наиболее распространенных способов снижения затрат.

Число сотрудников американских авиакомпаний снизилось в мае на 6,8% по сравнению с тем же месяцем 2008 года, по данным министерства транспорта США. Рабочие места сокращают и лидеры рынка, и мелкие региональные компании, и дискаунтеры, несмотря на то, что последние обычно чувствуют себя лучше конкурентов во время кризиса, отмечает WSJ.

Сокращения продолжатся и в предстоящие месяцы: четвертый по величине авиаперевозчик Continental планирует уволить около 1,7 тыс. сотрудников (4,2% штата), UAL Corp., материнская компания United Airlines, уменьшит число и пассажировместимость рейсов, что, скорее всего, также приведет к увольнениям.

Авиакомпания N2 в Европе Deutsche Lufthansa AG сократит административный персонал на 20% в рамках программы снижения затрат на 1 млрд евро.

Французская Air France-KLM Group уволила 2 тыс. человек в прошлом финансовом году и собирается сократить еще 3 тыс. рабочих мест в этом.

British Airways ведет переговоры с профсоюзами об уменьшении заработной платы и сокращении 3 тыс. рабочих мест.

Неоднородные результаты в США

Квартальные результаты крупнейших авиаперевозчиков США оказались менее позитивными, чем у компаний "второго эшелона", отмечает WSJ.

Дискаунтер JetBlue, седьмая по величине авиакомпания США, зафиксировал во втором квартале чистую прибыль в размере $20 млн, или 9 центов на акцию, по сравнению с убытком в размере $9 млн, или 4 цента на акцию, за аналогичный период прошлого года.

Девятый по величине авиаперевозчик США Alaska Air Group сократил прибыль за квартал до $29,1 млн, или 79 центов на акцию, с $63,1 млн, или $1,74 на акцию, годом ранее. Выручка компании снизилась на 9,3% - до $844 млн.

Более крупные Continental Airlines и Southwest Airlines также сообщили о снижении выручки, компании прогнозируют дальнейшее сокращение спроса на деловые и туристические поездки

Чистый убыток четвертого по величине авиаперевозчика США Continental вырос во втором квартале 2009 года до $213 млн, или $1,72 на акцию, по сравнению с $5 млн, или 5 центами на акцию, за аналогичный период 2008 года. Убыток без учета ряда единовременных статей составил $1,36 на акцию. Выручка авиакомпании сократилась на 23% - до $3,13 млрд.

Southwest Airlines, один из крупнейших авиаперевозчиков эконом-класса в США, снизила чистую прибыль во втором квартале до $54 млн, или 7 центов на акцию, по сравнению с $321 млн, или 44 центами на акцию, годом ранее.

Выручка Southwest сократилась на 8,8% - до $2,62 млрд.

В последние недели Southwest начала ценовую войну: билеты на некоторые направления стоят порядка $30. Вместе с тем ее конкуренты за прошедшие месяцы повысили цены, надеясь таким образом компенсировать сокращения пассажиропотока.

Робкий позитив гигантов

Крупнейшая в мире авиакомпания Delta Air Lines зафиксировала менее значительный, чем ожидалось, убыток во втором квартале 2009 года благодаря сокращению расходов на топливо, сообщает агентство Bloomberg.

Совокупный чистый убыток Delta Air Lines и Northwest Airlines, объединившихся в прошлом году, составил $257 млн, или 31 цент на акцию.

Убыток без учета единовременных расходов и доходов составил 24 цента на акцию, тогда как аналитики прогнозировали этот показатель в среднем на уровне 29 центов на акцию.

Выручка объединенной компании упала на 23% - до $7 млрд.

UAL Corp., материнская компания United Airlines, смогла зафиксировать чистую прибыль за второй квартал, однако основным фактором была успешная политика хеджирования, а не стабилизация в сфере авиаперевозок.

Чистая прибыль UAL в апреле-июне составила $28 млн, или 19 центов на акцию, по сравнению с чистым убытком в размере $2,74 млрд, или $21,57 на акцию, за аналогичный период прошлого года. Чистый убыток без учета прибыли от хеджирования составил $2,23 на акцию.

Выручка UAL сократилась на 25% - до $4,02 млрд. Загруженность рейсов упала с 83,2% до 82,5%. Выручка от грузоперевозок снизилась на 49%.

США: проблески надежды

Крупнейшая авиакомпания Китая и один из ведущих авиаперевозчиков мира Air China Ltd. прогнозирует рост прибыли за первое полугодие более чем в полтора раза из-за удачного хеджирования топливных расходов и увеличения пассажирооборота в КНР.

Число пассажиров на внутренних рейсах Air China выросло на 18% в январе-июне - до 13,4 млн человек благодаря отмене топливных сборов. Общее число пассажиров компании за отчетный период повысилось на 14% - до 16,6 млн.

В июне и июле компания отмечает сохранение стабильного роста на внутренних направлениях и рассчитывает на укрепление финансовых результатов за год.

Новости по теме

Почему ложки становятся короче

Новости