ГЛОНАСС: федеральный оператор и старые проблемы

Государство определило контролера и поставщика услуг в сфере навигационной деятельности - это совместное предприятие АФК "Система" и Роскосмоса. Сам новоиспеченный федеральный оператор ГЛОНАСС в своей работе видит массу проблем: нет денег, нет сотрудников, жесткая конкуренция, зависимость от конкретных политических фигур

Москва. 14 июля. IFX.RU - Премьер-министр Владимир Путин постановлением назначил федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. Им стало ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС), подконтрольное холдингу Владимира Евтушенкова АФК "Система". Сам новоиспеченный сетевой оператор, то есть главный контролер и поставщик услуг в этой области, недавно опубликовал отчет, из которого следует, что проблем у него и у его подопечной системы ГЛОНАСС "выше крыши".

Сетевой оператор должен будет обеспечить единство технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказывать всевозможные услуги в этой сфере. Он будет заниматься разработкой, внедрением, сервисным и информационным обслуживанием технических и аппаратно-программных средств, организацией обучения персонала потребителей, использующих спутниковые навигационные технологии.

Также НИС, 51% которой подконтролен двум компаниям "Системы", а 49% контролируется Роскосмосом, будет взаимодействовать с сетевыми операторами в сфере навигации, чтобы обеспечить единство технологического управления при внедрении и использовании ГЛОНАСС, участвовать в интеграции ГЛОНАСС с зарубежными спутниковыми навигационными системами. Кроме того, сетевой оператор примет участие в создании единой федеральной системы навигационного обеспечения на базе разработок, проводимых в рамках ФЦП "Глобальная навигационная система".

Цели ясны, задачи определены - теперь главный контролер по ГЛОНАСС должен по идее приступать к своему функционированию. Но, похоже, этот "главный координатор" преисполнен пессимизма и видит массу проблем, мешающих нормально работать - от противоречий подходов совладельцев НИС и до рисков "изменений в структуре исполнительной власти страны".

Компания, согласно ее годовому отчету (утвержден менее месяца назад), фактической деятельности в преддверии решения правительства о присвоении статуса федерального сетевого оператора не вела. "Не утверждены штатные структура и расписание, не подписан договор с генеральным директором, в штате нет сотрудников. Не открыто финансирование ОАО", - констатировал будущий федеральный сетевой оператор в своем недавнем отчете. То есть грубо говоря, у НИС не было ни сотрудников, ни денег.

Более того, на тот момент взгляды партнеров по проекту на его развитие, согласно отчету, кардинально отличались. "Учредители не сформулировали цели деятельности ОАО, следующие из них задачи и ключевые количественные и качественные показатели его эффективного функционирования. При этом из устных бесед с членами совета директоров становится очевидным, что они по-разному понимают эти задачи", - говорится в документе. То есть у НИС нет и внятно сформулированных целей работы.

Роскосмос, являющийся соучредителем НИС, практически отказался от поддержки компании, утверждает она. При этом "одновременно тормозится разворачивание деятельности НИС, и создаются альтернативные структуры, могущие занять часть рынка, на котором должен работать НИС", - говорится в отчете.

Помимо позиции Роскосмоса, в числе своих основных рисков НИС называет отсутствие у компании собственных продуктов, продажа которых могла бы принести положительный денежный поток в короткие сроки. Разработка и выпуск товаров на базе чипов производства предприятий АФК "Система" и совместного производства возможна не ранее 2010 года, отмечает НИС. То есть заработать денег в ближайший год будет проблематично.

Среди общих рыночных угроз НИС называет отсутствие продуктов ГЛОНАСС/GPS, пригодных для использования на массовом рынке, а также крайне низкое количество произведенных в России модулей и устройств ГЛОНАСС/GPS. Также НИС обращает внимание на начинающуюся экспансию на формирующийся российский рынок мировых игроков GPS "с четко отлаженным менеджментом, большими рекламными бюджетами, высоким качеством продукции".

То есть своих разработок для ГЛОНАСС на рынке практически нет, зато эффективно действующие конкуренты не дремлют и заполняют рынки, констатирует НИС. По всей видимости, этим и вызвана недавняя идея Минпромторга ввести заградительные пошлины на поставку GPS-пиемников. НИС упоминает в отчете возможность получения преференций от властей в виде "таможенной и финансовой поддержки" благодаря статусу государственно-частного партнерства. Правда, пока высказанная Минпромторгом идея не поддержана правительством - первый вице-премьер Виктор Зубков отмечал, что сначала все нужно просчитать, а потом уже обсуждать заградительные пошлины.

Но не только проблемы конкуренции и отсутствие денег волнует "главного по ГЛОНАСС" - немалую роль играет и политический фактор. Перспективам ГЛОНАСС-рынка угрожает "ведомственная разобщенность и противоречие интересов", которое приводит к тому, что "рынок дробится как по региональному, так и по ведомственному разрезам, при этом ведомства с приоритетом работают в своих нишах рынка со "своими" компаниями, что уменьшает потенциал рынка для НИС", говорится в отчете.

При этом зарождающийся рынок ГЛОНАСС пока еще сильно зависит от желания различных чиновников его развивать: "Изменения в структуре исполнительной власти страны, ослабевание и усиление позиций различных персоналий может изменить приоритетность задачи коммерциализации ГЛОНАСС в глазах руководства России", пишет НИС.

Впрочем, о важности развития ГЛОНАСС в последнее время говорили и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин. Д.Медведев включил ГЛОНАСС в перечень важнейших тем, обсуждая в середине июня вопрос технического перевооружения экономики страны. А по словам премьер-министра Владимира Путина, создание системы ГЛОНАСС является приоритетной и с точки зрения расходов бюджета. То есть, урезая расходную часть бюджета, выделенные на эту систему деньги государство не тронет. Так что здесь, возможно, в НИС погорячились.

Видят в НИС и некоторые преимущества, в том числе указанные выше надежды на "таможенную и финансовую" поддержку со стороны государства и помощь (например, льготные кредиты) от структур "Системы". Правда, будет ли это достаточным для успеха компании, у которой не укомплектован штат, разногласия в совете директоров, проблемы с финансированием, давление со стороны конкурирующей системы и зависимость от конкретных политических фигур, пока непонятно.

Впрочем, АФК "Система" утверждает, что годовой отчет НИС не отражает текущую ситуацию и "ссылка на него в июле 2009 года некорректна". "В настоящий момент все разногласия, которые могли возникнуть в рабочем процессе формирования структуры оператора, преодолены", - заявили в пресс-службе "Системы". По мнению представителя АФК, "при отсутствии единодушия среди акционеров" выход постановления правительства вряд ли был бы возможен.

АФК "Система" рассчитывает, что создание федерального сетевого оператора позволит придать процессу развертывания системы ГЛОНАСС дополнительный импульс. "НИС, поддерживаемое акционерами и государством, должно определить единые правила, нормы и требования для разработчиков и производителей ГЛОНАСС-решений, а также в перспективе оказывать услуги спутниковой навигации массовому потребителю", - отметили в пресс-службе АФК.

Ключевой же задачей СП является обеспечение единства технологического управления в сфере навигационно-информационной деятельности, "поскольку в настоящий момент у большинства заказчиков, разработчиков и производителей ГЛОНАСС-решений отсутствуют четкие и единые требования", - подчеркнул представитель "Системы".

В числе основных продуктов и услуг НИС будет построение федеральной системы мониторинга и управления транспортом, оказание навигационно-информационных услуг, включая предоставление потребителям цифровых навигационных карт и планов населенных пунктов, мониторинг навигационного поля, сообщили в пресс-службе "Системы".

Также компания будет оказывать услуги по поставке пользовательских устройств, - заявили в АФК. Кроме того, НИС займется объединением региональных и ведомственных операторов, "которые могут появляться или уже появились - в единую сеть на едином гео-информационном пространстве", ожидает "Система".

Новости по теме

"ГЛОНАССовый ПРИОРитет"

Новости