МетроАвиаТранс, или госкорпорация монстров
Авиаперевозчик "Атлант-Союз", который по идее должен войти в состав "Росавиа", может вместо этого продолжить развиваться самостоятельно и даже сменить название на Moscow Airlines. Более того, "Атлант-Союз" может слиться с Московским метрополитеном и Мосгортрансом. А четкой стратегии развития "Росавиа" по-прежнему нет
Москва. 30 июня. IFX.RU - В сентябре исполнится год идее создания нового авиахолдинга под эгидой "Ростехнологий" и Москвы. За это время акционеры успели дважды поменять гендиректора, название еще не созданного перевозчика, также подписать ни к чему не обязывающее соглашение о закупке крупной партии воздушных судов. Между тем, у акционеров АО "Авиакомпания" ("Росавиа") по сей день нет четкого понимания того, как создавать новый авиахолдинг. Источники на рынке утверждают, что вопрос, который казался решенным еще осенью прошлого года - о включении в "Росавиа" "Атлант-Союза", - до сих пор обсуждается.
"Атлант" спускается на землю?
Во вторник глава департамента транспорта и связи в правительстве Москвы Василий Кичеджи сообщил, что предлагает включить авиакомпанию "Атлант-Союз" в состав транспортной госкорпорации с участием Московского метрополитена и Мосгортранса. Он отметил, что такой вариант - не самоцель, он может быть реализован в случае, если это поможет компании улучшить свое финансовое состояние (долги "Атлант-Союза" перед кредиторами и поставщиками составляют более 5,5 млрд рублей).
Комментируя идею В.Кичеджи, источник на авиарынке сказал "Интерфаксу", что, "вероятно, это шутка". Между тем, ее реальность подтвердили другие источники в мэрии, отметив, что идея принадлежит лично главе департамента, это же подтвердил и сам В.Кичеджи.
"Все варианты рассматриваются, мы обсуждаем много вариантов. Сейчас такая ситуация, при которой в условиях кризиса важно выжить, есть необходимость принятия неординарных решений. Это одно из таких неординарных решений", - сказал В.Кичеджи, особо отметив, что предложение только будет обсуждаться, решений нет.
Свою позицию относительно целесообразности такого объединения В.Кичеджи не пояснил, отметив, что этот вариант - в работе.
Moscow Airlines
Между тем, слова В.Кичеджи косвенно подтверждают слухи, которые циркулируют на авиарынке чуть менее месяца - "Атлант-Союз" может не войти в "Росавиа", сконцентрировавшись на самостоятельном развитии. 16 июня в рамках авиасалона в Ле Бурже "Атлант-Союз" подписал соглашение о намерении приобрести 45 самолетов, 30 из которых среднемагистральные Ту-204, 15 - региональные Ан-148. Заказ как две капли воды совпадает с первоначальными планами "Росавиа" по закупке российской техники, констатировали источники на рынке.
Мнения источников о том, для кого приобретаются самолеты, разнились на все 100%: одни уверяли, что самолеты "Атлант-Союз" покупает для себя, другие - в рамках контракта с "Росавиа". Глава "Атлант-Союза" Евгений Бачурин ответил на этот вопрос так: "Окончательное решение о вхождении "Атлант-Союза" в "Росавиа" пока не принято, оно обсуждается".
Источник, знакомый с позицией нового главы компании, ранее сообщал "Интерфаксу", что новое руководство "Атлант-Союза", а также ряд чиновников в правительстве Москвы хотели бы развивать компанию без привязки к новому проекту. Средств правительства Москвы на это вполне бы хватило.
Е.Бачурин в начале июля должен представить правительству Москвы новую стратегию развития перевозчика, где компания опирается пока только на собственные планы.
По данным источников, руководство уже обсуждает возможность ребрендинга "Атлант-Союза" - компания может быть переименована в Moscow Airlines.
Тяжелое наследие Абрамовичей
Идея формирования "Росавиа" появилась в сентябре прошлого года после остановки альянса AiRUnion, созданного братьями Борисом и Александром Абрамовичами. "Ростехнологии", которым указом президента передавались госпакеты акций компаний альянса, решили на обломках "КрасЭйра", ДАЛа, авиакомпании "Самара" создать в партнерстве с правительством Москвы новый авиахолдинг, включив в него еще несколько государственных авиакомпаний.
Впоследствии менеджмент, привлеченный "Ростехнологиями" для проведения аудита в компаниях альянса, обнаружил, что единственным "активом" AiRUnion является его маршурутная сеть, существовавший парк воздушных судов оказался сильно изношен, более того, бОльшая часть планеров и двигателей заложены по банковским кредитам.
К настоящему моменту маршрутную сеть "растащили" другие игроки на авиарынке.
В "Росавиа" - за исключением ГТК "Россия" и "Владивосток Авиа" - предполагается включить проблемных перевозчиков, таких как ФГУП "Кавминводыавиа" (600 тыс. человек в 2008 году), ФГУП "Оренбургские авиалинии" (1,1 млн человек, специализируется на чартерах), "Сахалинские авиатрассы" (не входят даже в 30-ку крупных компаний РФ), "Дальавиа" (находится в состоянии банкротства).
ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии" будет переданы в АО "Авиакомпания" после завершения процедуры акционирования.
Небесный долгострой
Как сообщили "Интерфаксу" во вторник источники в отрасли, "конфигурация" "Росавиа", в том числе вопрос о включении в новый холдинг активов, будет обсуждаться в течение двух недель. Сначала идеи обсудят акционеры - правительство Москвы и "Ростехнологии" по отдельности - затем вопрос будет вынесен на рассмотрение совета директоров компании, который ни разу не собирался с апреля этого года.
Получается, четкой стратегии развития "Росавиа" по-прежнему нет.
Один из источников в отрасли отмечает, что сама мысль, высказанная несколькими месяцами ранее - о намерении создать авиакомпанию с несколькими городами базирования - нежизнеспособна. Компания должна располагать один-двумя хабами, но не более того. А планы по закупке 160 российских самолетов без четкого понимания того, на какие маршруты их планируется поставить - смысла не имеют.
В заседании совета впервые в новом качестве примет участие Борис Король, бывший заместитель министра транспорта РФ, назначенный на должность гендиректора "Росавиа" в середине апреля. Переход произошел спустя два месяца после официального объявления, что неудивительно для этого проекта. В нем все оказывается растянутым во времени.