Прекрасное далеко "АвтоВАЗа"

Менеджмент "АвтоВАЗа" за последние годы так и не сумел сформулировать четкую стратегию развития компании, наладить сбыт и создать качественный продукт

Фото: ИТАР-ТАСС

Тольятти. 26 июня. IFX.RU - Прошедшее в четверг годовое собрание акционеров ОАО "АвтоВАЗ", третье для "Ростехнологий" в качестве акционера предприятия, показало, что за это время менеджмент так и не сумел сформулировать четкую стратегию развития компании, наладить сбыт и, что самое главное, создать качественный конкурентоспособный продукт. Вопреки заявлениям начала 2006 года о намерении за 5 лет создать 3 принципиально новые универсальные платформы, автогигант не приблизился к этой цели. Более того, компания даже не сформировала команду для решения этой задачи.

Кадровые вопросы

Первый шаг, по сути, был сделан лишь в четверг. Место в совете директоров предприятия занял Кристиан Эстев, возглавляющий завод совместного предприятия французского концерна Renault и московского правительства - ОАО "Автофрамос". Именно на "Автофрамосе" сейчас собирается модель Logan, на платформе которой руководство "АвтоВАЗа" сначала в 2009, а теперь - в 2010 году, собирается создать первый совместный автомобиль в виде 7- местного универсала. По итогам 2008 года Renault Logan занял 2-е место по продажам в России среди иномарок (продано 67,844 тыс. автомобилей).

Нового кресла, однако, К.Эстев не получил, сменив в совете своего коллегу по французскому концерну, директора по финансам Тьерри Мулонье. Более того, представителей Renault теперь нет даже в правлении компании. Ранее в его состав входили 3 старших вице-президента завода Юг Демаршелье (по планированию, продуктам и программам), Алан Каррер (по управлению затратами завода), Кристиан Мюллер (по закупкам), а также исполнительный вице-президент Ян Венсан.

В то же время в статусе вице-президентов введены Виталий Вильчик (по производству), Олег Лобанов (по финансам и экономике), Григорий Хворостянов (по стратегии), а также экс-советник главы "Ростехнологий" Игорь Комаров.

Исходя из заявлений Б.Алешина, отсутствие представителей технологического партнера в правлении - явление временное. В его состав войдут 14 человек, сообщил президент "АвтоВАЗа", и 3 места остаются вакантными - директора по качеству, по проектам и по связям с правительством. Правда, претендуют на них уже лишь 2 представителя от французской стороны и один - от российской, отметил он.

Официальных комментариев по поводу кадровых идей тольяттинский автозавод пока не дает.

Годовой просчет

Между тем, пока утвержденный на собрании годовой отчет за 2008 год - худший за всю историю пребывания "Ростехнологий" в качестве акционера "АвтоВАЗа". Чистый убыток компании составил 7,2 млрд рублей против прибыли почти в 4 млрд рублей годом ранее. И ситуация только ухудшается. По итогам I квартала убытки предприятия уже приближается к показателю за весь прошлый год: в январе-марте убыток составил 6,3 млрд рублей. Не исключено, что именно поэтому "АвтоВАЗ" не намерен публиковать отчетность по МСФО за 2008 год (об "Интерфаксу" сообщил представитель компании).

Комплексной антикризисной стратегии компания официально до сих пор не представила. "АвтоВАЗ" заявляет то о сокращении руководителей (с 27 до 9) и их зарплат, то о внедрении программ кредитования покупателей автомобилей Lada.

Вернуть "ветеранов"

Зато антикризисные предложения есть у поставщиков. Опасаясь, что автокомпонентный бизнес развалится вслед за остановкой автогиганта, группа "СОК" разработала собственную антикризисную программу завода, и люди даже готовы работать без оплаты труда. В четверг собственник группы "СОК" Юрий Качмазов, одна из самых непубличных персон в автопроме, выступил на годовом собрании акционеров "АвтоВАЗа". Он предложил вернуть на завод команду "ветеранов", которые смогут решать накопившиеся проблемы предприятия - налаживать сбыт, ориентируясь, прежде всего, на экспорт, сокращать издержки, корректировать стратегию развития компании.

По его словам, вывести предприятие на безубыточный уровень можно уже к концу ноября этого года. В качестве меры ответственности, на случай невыполнения заявленного плана, Ю.Качмазов предложил "АвтоВАЗу" автокомпонентные активы группы "СОК", которые в случае провала и так никому не понадобятся.

Он считает, что собственные средства у компании есть - это непроданные автомобили, которые находятся на складах. 80 тысяч машин, общая стоимость которых оценивается в 18 млрд рублей, хватит на первое время, чтобы решить текущие проблемы и начать расчеты с поставщиками. Основная проблема "АвтоВАЗа" - неумение продавать автомобили и отсутствие компетентного менеджмента.

Антикризисный план "СОКа" предполагает переход к схеме "заказ сбыта - производство", а также наращивании экспорта автомобилей в развивающиеся страны. В условиях девальвации рубля продукция "АвтоВАЗа" может быть востребована за рубежом, считают в "СОКе": например, выпускаемый в объеме 55 тыс. штук в год внедорожник Chevrolet Niva, производство которого можно расширить.

"СОК" также предлагает "АвтоВАЗу" наращивать продажи запчастей, рентабельность по которым составляет порядка 50%.

Глава группы "СОК" предложил разделить бизнес завода на отдельные бизнес-единицы и сократить количество поставщиков по одной номенклатуре. Только при проведении реорганизации (в том числе мероприятий по сокращению издержек и хищений) можно получить снижение себестоимости минимум на 10%. Также в плане предлагается оптимизировать численность персонала, избавиться от непрофильных активов.

"План Качмазова" предполагает также покупку контрольного пакета автопроизводителя, имеющего продуктовую линейку, научно-технический центр и базу поставщиков. Это, по мнению руководства "СОКа", позволит поставить на производство конкурентоспособные модели, увеличить экспорт. Также группа указывает на то, что необходимо приобретение одного или нескольких производителей компонентов, которые смогу обеспечивать 90% потребностей предприятия в комплектующих. Подробные предложения, часть которых была озвучена на годовом собрании акционеров "АвтоВАЗа", будут в ближайшее время переданы руководству компании.

В начале года менеджмент и акционеры предприятия были ознакомлены с планом, однако от предложений "СОКа" отказались.

Новости по теме

Фирменные автокредиты. Теперь и в России

Новости