Пора расстегивать ремень экономии?

Эксперты отмечают рост потребительского доверия населения и ждут момента, когда россияне "отпустят пояса". Но мы все сильно еще опасаемся за свои финансы и работу и экономим на серьезных покупках

Фото: Reuters

Москва. 22 июня. IFX.RU - Кризисный шок, постигший сознание и финансы россиян, похоже, пошел на убыль. Население свыклось с мыслью, что все самое страшное уже случилось и научилось жить и планировать в новых условиях. Эксперты отмечают рост потребительского доверия, несмотря на все еще сохраняющуюся сложные взаимоотношения населения с рынком труда и личными финансами, и готовятся зафиксировать момент, когда россияне начнут ослаблять затянутые кризисом ремни.

Уровень потребительского доверия в России стабилизировался впервые за восемь последних месяцев с начала кризиса, объявила компания Nielsen в своем исследовании "Российский потребитель в кризис", проведенном в конце мая 2009 года. Негативный тренд, как указывается в сообщении компании, приостановился по большинству ключевых показателей Индекса потребительского доверия. В целом исследование Nielsen показало, что лето этого года россияне встречают в более приподнятом настроении, чем весну.

Вот такие мы оптимисты в глазах экспертов. Хотя большинство из нас оценивает свои перспективы на рынке трудоустройства и состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как плохие или не очень хорошие (74% и 81% соответственно). По-прежнему более половины россиян (54%) сообщают, что их семейный доход уменьшился в той или иной степени. И еще менее мы расположены тратить. В Nielsen посчитали, что в мае уже 78% респондентов считали ближайшие 12 месяцев "плохим или не самым хорошим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется приобрести". В феврале таковых было 67%.

То есть, по большому счету, негативный тренд продолжается, хотя и замедлился. Вот наперекор всему потребительское доверие и растет. По данным исследования, в мае динамика индекса потребительского доверия в России стабилизировалась, снижение прекратилось. Более того, после значительного падения с 104 пунктов в сентябре 2008 года до 82 в феврале 2009, а затем до 75 в марте 2009 года, в мае 2009 года индекс продемонстрировал рост в 7 пунктов.

Помогли росту потребительского доверия менее мрачные ожидания по части трудоустройства и финансов, чем в предыдущем мартовском онлайн исследовании. Количество плохих оценок в плане трудоустройства в целом снизилось на 10%, а респондентов, чьи финансы в ближайший год будут "петь романсы" стало меньше на 8%.

В то же время, по данным исследования, количество потребителей, которые могут себе позволить крупные траты, уменьшается. 37% россиян сообщили, что не планируют покупать ничего из предложенного Nielsen списка, в том числе мебель, турпутевки, компьютеры, мобильные телефоны, бытовую технику, люксовую косметику, машины, ювелирные украшения.

Да, мы стали чаще одеваться в дешевых магазинах и покупать более дешевые продукты, многие отложили покупки до лучших времен. Но каждый пятый из нас планирует в ближайшее время потратиться на путешествие и столько же - на покупку мебели. Компьютеры и мобильные телефоны занимают второе место в списке самых популярных покупок, запланированных на ближайшее время (так ответили по 10% соответственно).

Впереди сезон отпусков и хлопот по ремонту и обустройству дома. И эти два пункта сегодня, как и до кризиса, остаются одними их самых популярных способов реализации свободных денежных средств, указывают в Nielsen .

В общем и целом, индекс потребительского доверия растет. А раз индекс вырос, то почему бы не предположить, что россияне оправились от шока и просто выжидают.

"Похоже, россияне оправились от шока, что самая быстрорастущая экономика не избежала рецессии", - указывает Дуайт Уотсон, генеральный директор "Nielsen Россия", чьи слова приводятся в пресс-релизе компании. Но все еще остается открытым вопрос, "как скоро российский потребитель будет готов "отпустить пояса?".

Новости по теме

Кризис на букву "W"

Новости