Разговоры на борту
Пассажиры европейских авиакомпаний получили разрешение на использование мобильных телефонов в небе. Российские перевозчики идею оценили, но перенимать опыт европейских коллег не торопятся
10 апреля Interfax.ru Российские авиаперевозчики продолжают обсуждать необходимость установки в отечественных самолетах специальных устройств, позволяющих авиапассажирам пользоваться мобильными телефонами во время полета. С 7 апреля разрешение на разговоры по мобильнику в небе получили все европейские авиакомпании. Теперь, при желании в салоне самолета может быть установлена мини-передающая станция, которая будет транслировать сигналы сотовых телефонов пассажиров на спутник. Российские авиаторы идею оценили, но перенимать опыт европейских коллег не торопятся.
Главная причина: неразбериха с тарифами, которые нужно брать с "небесных" абонентов. "Еврокомиссия не будет диктовать операторам свои условия в ценообразовании, но пообещала, что будет следить за формированием тарифных планов, чтобы они не были завышены. У нас наблюдать за этим просто некому. Главный вопрос, от чего будут отталкиваться сотовые операторы. Если при расчете тарифа будет принят принцип роуминга и звонок будет привязан к местонахождению самолета, то возможно услуга будет пользоваться спросом.
Если же операторы введут специальный тарифный план для самолетов, то скорее всего он будет слишком дорогим, чтобы окупить все затраты на установку такой связи", - рассказал interfax.ru директор Центра гражданской авиации России Николай Солодов.
Между тем, сами российские сотовые операторы уже начали предлагать свои услуги в небе. Правда, в качестве пилотных проектов они выбрали иностранные авиакомпании. Так сотовый оператор "Вымпелком" (БИ Лайн) в октябре 2007 года подписал соглашение с оператором ON AIR, по которому GPRS-роуминг и обмен SMS доступны абонентам "Билайн" на борту Airbus A318 компании Air France. С 4 апреля 2008 года запущен аналогичный проект с норвежским оператором Aero-mobil, который сотрудничает с компанией Emirates.
С этой же авиакомпаний и с этим же норвежским операторам с 2006 года сотрудничает и другой российский сотовый оператор - "Мегафон". В настоящее время услуги роуминга в сети оператора AeroMobile предоставляются только на борту авиалайнера Airbus A340-300, но в ближайшее время соответствующей аппаратурой будут оборудованы авиалайнеры Boeing 777-300. "В России этот сервис пока не доступен, но мы готовы двигаться в этом направлении", - заявила interfax.ru пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева.
Еще одна проблема, которая давно тормозит развитие мобильной связи в воздухе, забота о безопасности полета. Скептики говорят, что сигнал от мобильного телефона может создать помехи в работе навигационного и электрического оборудования самолета. В Европе, видимо, этого не сильно опасаются, но на всякий случай запретили пользоваться мобильными во время взлета и посадки. Новые правила разрешают использовать сотовую связь только на высоте от 3 тысяч метров и, когда самолет ложится на крейсерский курс. "Если станция приема сигнала, установлена внутри самолета, то пользование мобильниками никак не скажется на работе авиационных систем. Что из себя представляет воздушное пространство вокруг самолета в ХХI веке? Это же один сплошной радио сигнал - что говорить о мобильных", - уверен один из ведущих конструктор ОКБ Туполева.
Последний аргумент, который используют противники разговоров по мобильному в воздухе - это комфорт. По мнению некоторых авиакомпаний, их пассажиры предпочитают летать в тишине, а не слушать над ухом разговоры по мобильному телефону. Так, крупные авиакомпании Германии Lufthansa и Airberlin не намерены разрешать телефонные разговоры у себя на борту. Вместо мобильной связи Lufthansa делает ставку на предоставление доступа к Интернету. "Вопрос тишины решить не сложно. К примеру, в европейских поездах в тамбуре сделали специальные звуконепроницаемые комнаты для разговоров по телефону", - возражает директор Центра гражданской авиации России Николай Солодов.