Миллиард на "похороны"
На российском рынке корпоративного долга появился необычный эмитент. Мастера похоронного дела начали создавать себе публичную историю. Структура Военно-мемориальной компании вышла на рынок корпоративного долга, разместив облигации на 1 млрд рублей. Компания говорит, что деньги помогут ей в разы увеличить долю рынка
Москва. 28 мая. IFX.RU - Рынок корпоративного долга не часто балует экзотическими эмитентами. Последний такой случай можно отметить в апреле 2006 г., когда небольшая компания по производству акриловых ванн привлекла на рынке 50 млн рублей. Но, казалось бы, умерший рынок корпоративных облигаций в период финансового кризиса оказался способен на новые сюрпризы.
На российском рынке корпоративного долга появился довольно необычный эмитент. "Военно-мемориальная компания", оказывающая ритуальные услуги, заняла миллиард рублей. Дебют для новичка оказался довольно удачным, хотя и не совсем рыночным. В группе говорят о финансировании своего развития.
Российский рынок корпоративных облигаций остался чуть ли не единственным источником финансирования для не первоклассных заемщиков, к которым обычно относятся некрупные компании. Кредитный рынок так и не распахнул свои двери для всех желающих занять. Но если нельзя нормально занять, то можно начать делать себе публичную историю.
ООО "ВМК-Финанс" (структура Военно-мемориальной компании, ВМК, созданная специальной для выпуска ценных бумаг) заняла 1 млрд рублей, разместив по открытой подписке дебютный выпуск пятилетних облигаций. До сих пор компании, предоставляющие ритуальные услуги, на российский рынок облигаций не выходили.
Ставка первого купона по облигациям "похоронщиков" была определена при размещении в 16% годовых. Дебют можно было бы назвать довольно громким (МТС так и вовсе разместила в середине мая свой четвертый выпуск бондов по ставке 16,75% годовых), если не одно "но". Весь выпуск был приобретен в результате единственной сделки, и ни о каком рыночном определении ставки речи не идет. По оценкам специалистов, если бы не этот единственный покупатель (им вполне может быть как организатор размещения, так и кто-то из акционеров компании), то рынок запросил бы и все 30%.
Зато вполне может идти речь о попытке ВМК (ее акционеров) создать компании публичную историю с перспективой на будущее. Хорошим подспорьем для повышения привлекательности станет аудированная отчетность по МСФО, которую Группа ВМК планирует опубликовать по итогам 2009 года.
Эксперты предполагают, что создание публичной истории может не ограничиться только финансированием стратегии развития. Не исключено, что в дальнейшем наличие публичной истории, подкрепленной международной отчетностью, может несколько изменить состав акционеров компании и даже привлечь иностранных инвесторов.
Военно-мемориальная компания была создана в апреле 1997 года. Основными акционерами компании являются ООО "ТРИНФИКО Эдвайзерс", Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций "Инициатива" под управлением ООО "ТРИНФИКО Пропети Менеджмент", ООО "Юнити-А" и ООО "Микрософт". Кстати, ЗПИФ рано или поздно должен выйти из ВМК, так как не может держать бумаги компании более 15 лет.
Но это все впереди. Пока средства, полученные от размещения эмиссионных ценных бумаг, будут направлены на финансирование программы стратегического развития компании, в том числе и ребрендинга. Стратегия развития группы ВМК (ЗАО ВМК" и ее 21 дочерних обществ) на период до 2012 года предусматривает увеличение доли компании на рынке ритуальных услуг РФ в несколько раз. Сейчас, по оценкам ВМК, ее рыночная доля в сегменте организованных похорон оценивается компанией в 6,7%, в сегменте услуг по изготовлению и установке памятников - в 14,5%.