США и Европа: дно пройдено
Экономики США и еврозоны потихоньку оживают. Индексы доверия потребителей к ним растут уже два месяца подряд и в мае достигли максимумов с уровней прошлой осени. Это вселяет в экспертов надежду, что экономический спад там, наконец-то, достиг дна, и ситуация начинает стабилизироваться
Брюссель/Вашингтон/Москва. 28 мая. IFX.RU - Индексы доверия потребителей к экономикам еврозоны и США растут уже второй месяц подряд. В мае эти показатели достигли максимумов с уровней прошлой осени – ноябрьского в еврозоне и сентябрьского в США. Судя по всему, самый плохой период в экономике этих стран уже преодолен, экономический спад наконец-то достиг дна, и ситуация начинает потихоньку стабилизироваться.
Европа обновила максимум полугодичной давности
В Еврозоне сводный индекс делового и потребительского доверия к экономике еврозоны в мае вырос до максимального уровня с ноября прошлого года - 69,3 пункта, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные Европейской комиссии.
Индекс растет уже второй месяц подряд, в апреле его значение увеличилось до 67,2 пунктов, рост в прошлом месяце был зафиксирован впервые за 11 месяцев.
В мае рост индекса даже определил ожидания аналитиков, которые прогнозировали, что он увеличится до 69 пунктов.
Рост доверия к экономике региона обусловлен усилением оптимизма, что рекордно низкая базовая процентная ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также правительственные программы по стимулированию подъема способствуют выходу экономики из рецессии.
Все более очевидным становится тот факт, что наихудший период кризиса уже позади, поскольку улучшается ситуация в производственном секторе и сфере услуг, а фондовые рынки растут. "Экономика по-прежнему снижается во втором квартале, однако темпы падения значительно более медленные, чем в первом квартале, - отмечает главный экономист по европейским рынкам Fortis в Амстердаме Ник Кунис. - Индекс доверия к экономике поднимается с очень низких уровней, и мы должны это учитывать".
Индекс потребительского доверия в еврозоне в мае остался на уровне минус 31 пункт, индекс делового доверия повысился до минус 34 пунктов с минус 35 пунктов.
В США индекс доверия вырос до уровней сентября 2008
В США статистика также медленно, но верно улучшается, что наглядно подтверждает слова руководителей страны о замедлении темпов падения американской экономики.
В мае индекс доверия потребителей к экономике США, рассчитываемый исследовательской организацией Conference Board, вырос до 54,9 пункта. Этот уровень стал максимальным с сентября прошлого года, сообщил Bloomberg.
Conference Board рассчитывает индексы на основе опроса 5 тыс. граждан. В 2008 году среднее значение индекса составляло 57,95 пункта, в 2007 - 103,2 пункта, в 2006 году - 105,9 пункта.
Доверие потребителей к экономике США растет уже два месяца подряд, в апреле значение индикатора составило 40,8 пункта. Аналитики, ожидавшие в мае рост индекса до 42,6 пунктов, потерпели фиаско. Скачок индикатора стал максимальным с апреля 2003 года.
Подъем фондовых рынков, снижение ставок по ипотечным кредитам и сокращение потерь рынка труда позитивно сказываются на потребительском доверии, поддерживая их мнение, что экономика США вернется к росту во второй половине 2009 года.
"Очевидно, что экономический спад достиг дна, и ситуация начинает стабилизироваться, - заявил старший экономист BMO Capital Markets в Торонто Майкл Грегори. - До тех пор, пока мы не видим ухудшения ситуации, доверие к экономике увеличивается".
В то же время падение цен на жилье и по-прежнему жесткие условия кредитования будут сдерживать расходы потребителей и, соответственно, восстановление экономики, отмечают эксперты. Падение стоимости жилья в 20 крупнейших городах США, согласно данным индекса S&P/Case-Shiller, составило в марте 18,7% в годовом исчислении по сравнению с 18,67% в феврале. Этот индикатор опускается ежемесячно с января 2007 года.
Тем не менее, продолжающееся падение цен на жилье не может сдержать рост оптимизма потребителей. Так, индекс потребительских ожиданий на ближайшие шесть месяцев в мае вырос до 72,3 пункта - максимума с декабря 2007 года. Индикатор отношения потребителей к текущей ситуации поднялся до 28,9 пункта с 25,5 пункта в апреле.