Убийство автомобильного "секонд-хенда"
Запретительные пошлины на подержанные иномарки воздвигли барьер на пути автомобильного "секонд-хенда" в РФ. За 4 месяца их ввоз в страну сократился в 24 раза по сравнению с январем-апрелем прошлого года. Дилеры, занимающиеся ввозом в страну иномарок с пробегом, терпят убытки и пытаются в судах отменить решение, обрушившее их бизнес
Москва. 21 мая. IFX.RU - Таможенные пошлины на ввоз в Россию импортных машин поставили мощный заслон на пути автомобильного "секонд-хенда". Новые пошлины вступили в силу с 12 января, в результате за 4 месяца 2009 года в Россию было ввезено всего 4929 подержанных иностранных авто. Это в 24 раза меньше, чем в январе-апреле прошлого года, когда в страну прибыло свыше 120 тысяч авто, свидетельствуют данные агентства "Автостат".
Однако, даже несмотря на столь сильное падение количества пересекших границу иномарок, лидерами среди ввезенного "секонд-хенда" по прежнему являются японские марки. На долю японских авто приходится около 70% ввезенных за этот период иномарок, отмечают эксперты. За первые четыре месяца текущего года границу пересекли 1704 автомобиля Toyota, 724 автомобиля Nissan, 405 автомобилей Honda, 275 автомобилей Mazda, 171 автомобиль Suzuki и 107 автомобилей Subaru. Доля "неяпонских" брендов в структуре ввезенных в Россию за 4 месяца года подержанных машин не превышает 30%.
Россияне известны своим пристрастием к недорогим и надежным подержанным "японцам". Почти каждый второй россиянин, управляющий иномаркой, ездит на авто японского производства. Европейские машины выбрал лишь один из трех владельцев иностранных машин. На долю японских брендов сейчас приходится 47% парка легковых иномарок в России. Особенно популярны "японцы" на Дальнем Востоке, ведь именно там находится большая часть авторынков с ввезенными из Японии подержанными авто. Наиболее известен знаменитый "Зеленый угол" во Владивостоке, где на многокилометровой площади расположены тысячи японских "праворулек", ожидающих своих хозяев.
Между тем, установление практически запретительных пошлин обвалило бизнес многих компаний и частников, зарабатывающих на ввозе в Россию иномарок с пробегом. Повышение пошлин "привело к монополизации авторынка отечественной промышленностью и фактически лишило бизнеса сотни предприятий, занимавшихся ввозом в Россию подержанных иномарок", что является "грубейшим нарушением антимонопольного законодательства России", - отмечает глава московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Один из автодилеров, пострадавший от повышения пошлин, попытался в Верховном суде оспорить повышение пошлин на подержанные авто для юридических лиц, но получил отказ. "Таким увеличением пошлин правительство РФ практически запретило ввоз автомобилей старше трех лет", - указал директор пензенского ООО "Оптим-Авто" Виктор Мещеринов в своем исковом заявлении.
По словам представителя ФАР, суд мотивировал отказ тем, что правительство повысило пошлины "с целью поддержки отечественного автопрома и снижения социальной напряженности среди работников этой сферы, численность которых, по данным суда, составляет 15 млн. человек".
Получивший отказ от Верховного суда автодилер собирается подать кассацию на это решение и намерен добиваться отмены постановления, которое обрушило целый бизнес по ввозу подержанных иномарок.
Вместе с тем, мало кто подсчитывает, какой удар был нанесен по карману простого потребителя. В России весьма высока доля автомобилистов, которые не имеют возможности приобрести новую иномарку, но и не хотят ездить на отечественных авто. Для таких покупка автомобилей с пробегом из Японии, Европы и США была единственной возможностью ездить на недорогих и качественных машинах. Аналитики теряются в догадках, смогут ли запретительные пошлины на подержанные иномарки и куча преференций российскому автопрому вытолкнуть этих людей в число любителей "нашемарок".