Норильское возвращение Романовых

Великий князь Георгий Романов, ныне советник главы "Норникеля", рассказал корреспонденту "Интерфакса" о том, что значит для него нынешняя работа и как приходится отстаивать интересы России в ЕС

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - На прошлой неделе генеральный директор "Норильского Никеля" Владимир Стржалковский в сопровождении своего советника, покинув штаб-квартиру в Москве, посетил Норильск для встречи с шахтерскими коллективами.

Сообщение, прямо скажем, можно было бы назвать рядовым, если бы не одно "но"... А "но" это заключалось в том, что советником Стржалковского является 28-летний Георгий Михайлович Романов, Великий князь, сын главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой.

Как вас называть?

На мой вопрос, как к нему обращаться - как к Великому князю или просто по имени-отчеству, он пожал плечами, а затем, улыбнувшись, сказал: "Неужели вы думаете, что и шахтеры меня будут называть Великим князем? Династия Романовых - это исторический институт, и я горжусь тем, что могу служить своей Родине. Поверьте, это не громкие слова. Мы выстрадали эту возможность..."

Разговор проходил в Москве после его встреч с руководителями "Норникеля" - генеральным директором, его заместителями, с председателем совета директоров "Норникеля" Александром Волошиным и, после, к сожалению, посещения Норильских рудников. И в Москве, и в Норильске обсуждались очень важные вопросы, касающиеся стратегии защиты российских экономических интересов в учреждениях Евросоюза.

Несмотря на молодость, Георгий (позволю себе называть его так, по крайней мере, из-за значительной разницы в возрасте) много лет проработал в различных организациях Евросоюза, в частности, в Европарламенте и Еврокомиссии, и потому досконально знает работу его бюрократического аппарата. Занимался проблемами атомной энергетики и ядерной безопасности. По словам его матери, главы Императорского дома ее Императорского высочества Великой княгини Марии Владимировны, сын, столкнувшись там с предвзятым отношением к России, вынужденно перешел на другую работу, но пока он по-прежнему проживает в Брюсселе. (Почему Императорский дом не может переехать в Россию, Мария Владимировна объяснила в интервью, которое было опубликовано у нас на сайте 27 марта с.г.).

В декабре прошлого года Георгий Михайлович получил предложение стать советником генерального директора "Норникеля" Владимира Стржалковского и представлять интересы "Норникеля" в Евросоюзе.

Возвращение в Евросоюз

Беседу, конечно, хотелось начать с впечатлений о спуске в шахту. По себе знаю о необычности внутреннего состояния, когда стоишь в спускаемой под землю клети. Это состояние нельзя даже сравнить с погружением в подводной лодке. Однако разговор пошел по другому руслу.

Из недавнего интервью с Вашей матушкой я узнал, что Вам однажды пришлось поменять работу в Евросоюзе.

Не будем касаться прошлого. В будущее я смотрю с оптимизмом, тем более что теперь имею и основания, и законное право отстаивать в ЕС интересы своей Родины.

Конечно, в Европарламенте и в Еврокомиссии есть люди, предвзято относящиеся к России. Сейчас возникают трудности на европейском рынке никеля и его производных. Недавно Европарламентом принято решение, неблагоприятное для некоторых предприятий компании "Норильский Никель". Самое печальное, что это решение не основано на каком-то серьезном анализе. Никто не представил абсолютно никаких реальных доказательств вредности никеля. Может создаться впечатление, что это просто элементы политической и экономической "войны" не ради пользы людей, а ради интересов антироссийского лобби. Далеко не все европейские страны разделяют такие подходы. Например, Франция ведет гораздо более взвешенную и благоприятную политику. Так что перспектива есть. Самое главное - уверенно идти вперед, правильно информировать европейскую общественность, работать с учеными, которые способны оценить научные данные и дать объективное, а не политиканское заключение. А депутатам Европарламента, занимающим антироссийские позиции, я бы посоветовал хоть раз съездить в Норильск и увидеть ситуацию, как она есть в действительности.

Прежде чем задать Вам вопрос о Ваших впечатлениях о Норильске, хочу спросить: не страшно было впервые спускаться в шахту?

Позвольте Вам заметить, что я уже второй раз опускался в шахту. Правда, первый раз это было 15 лет назад. Боже, как быстро летит время! (Да уж, подумал я). И тогда, и сейчас страшно не было.

В 1994 г. я с мамой был на Кольском полуострове во время поездки по России. Местные власти, естественно, опасались за нас и предложили не спускаться в разрез, а ограничиться осмотром музея. Но моя мать решительно сказала: "Спускаемся вниз!" Нам выдали спецодежду, противогазы и спустили на 300 метров. И даже разрешили мне собственными руками отбить кусок породы. Но это были, конечно, еще детские впечатления. На этот раз в Норильске погружение было на гораздо большую глубину, а осмотр был более продолжительным и серьезным. Да и я был уверен, что ничего плохого не может случиться. Там очень бережно относятся к человеческой жизни.

Неужели не заметили никаких проблем?

Да, нет, проблемы, конечно, есть. Их и не пытаются скрыть. Самая серьезная и трудно разрешимая проблема - экология. Но сложности неизбежны в условиях работы огромного горнодобывающего и перерабатывающего комплекса. Климат суровый, лето быстро пролетает, и людям необходимо каждый год полноценно отдохнуть и укрепить здоровье. А выехать куда-то непросто, и не всем по средствам. Возникает чувство оторванности от остальной России. У норильчан даже есть выражение - "поехать на материк", хотя Норильск - город материковый.

Есть и еще проблемы. К сожалению, много старого, порой пришедшего в негодность жилья, а также дома, строительство которых было заморожено еще в 90-е годы. Помимо этого и некоторые дороги в плохом состоянии. Но по всем этим направлениям ведется работа. По-моему, власти реально думают о своих согражданах. Между руководством Красноярского края, самого Норильска и компанией "Норильский Никель" существуют взаимопонимание, чтобы не допустить социальной напряженности. Не все можно исправить в один миг, но работа ведется, и достижения есть. И это главное.

Что больше всего запомнилось?

Все было по-своему примечательно. Посещение рудника, конечно, стало незабываемым. Большое впечатление произвела суровая величественная природа этого края. Никогда не забуду свое состояние на месте массовых захоронений жертв политических репрессий, где построен мемориал "Норильская Голгофа". Сколько людей в свое время погибло здесь, сколько потеряло здоровье в неимоверно тяжелых условиях. И какие это были люди! Ведь даже первооткрыватель этих мест - геолог Николай Урванцев, память которого теперь очень почитают в Норильске, в свое время был объявлен "врагом народа", осужден и отправлен в лагерь.

Очень порадовало возрождение духовной жизни. В Норильске всем миром построен собор, в окрестностях сооружаются храмы и часовни... А ведь совсем недавно в городе, основанном на месте НОРИЛЬЛАГА в 1953 г., не было ни одной церкви.

С интересом знакомился с учебными заведениями, которые я успел посетить. Они производят впечатление вполне современных. Большое внимание уделяется развитию спорта. Правда, знаменитый норильский мини-футбол мне на этот раз не удалось увидеть, но лыжные соревнования я перед отлетом застал.

Поедете в Норильск еще раз?

Обязательно. И, уверен, не раз, а стану бывать там периодически. За два дня все-таки многого не удалось увидеть. Кроме того, я надеюсь, что в недалеком будущем Норильск посетит моя мать - глава Дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна, в планах которой стоит посещение Красноярского края.

Обозреватель Вячеслав Терехов

Новости