Кризисные загогулины вертикали власти
Кризис заставит регионы сдавать "единый госэкзамен". Власти субъектов РФ, получивших двойку по основному предмету - расходам бюджета, лишатся возможности вершить судьбу региона
Москва. 24 апреля. IFX.RU - Под соусом кризиса вертикаль власти станет еще более крепкой. Власти могут покуситься на региональную вольницу, введя в субъектах РФ, не справившихся с задачей экономии и рачительного расходования бюджетов, "ручное управление".
Ситуация в экономике страны и практически во всех субъектах федерации складывается архисложная. Доходы региональных бюджетов катастрофически падают, и чтобы было проще ориентироваться, центр периодически спускает по всей вертикали власти указания по жесткой экономии и разнарядку приоритетных расходов. Чтобы чиновники на местах прониклись важностью момента, их предупредили о крайне плачевных последствиях непослушания.
Чрезвычайные полномочия
Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин считает, что при определенных условиях, касающихся состояния бюджета того или иного региона, там необходимо вводить внешнее управление.
"Если в результате анализа и оценки в исполнении расходных обязательств будут выявлены нарушения, которые привели к несостоятельности регионального бюджета, министерство регионального развития будет первым, кто будет настаивать на введение внешнего управления регионом", - сказал В.Басаргин в четверг на расширенном заседании коллегии министерства.
Отвечая на вопрос журналистов, кто будет осуществлять внешнее управление и есть ли регионы-претенденты на его введение там, В.Басаргин сказал, что такое управление готово взять на себя его министерство.
"Есть министерство, есть соответствующая программа, есть специалисты. А что касается претендентов, то их определяет Минфин", - отметил глава Минрегионразвития.
Кроме того, он отметил ряд проблем между перераспределением полномочий региональных и муниципальных властей. В.Басаргин отметил, что "несмотря на формальное завершение установленных законодательством сроков разграничения предметов ведения и полномочий, на деле этот процесс требует дополнительной существенной оптимизации".
"За минувшие 5 лет количество собственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления было значительно увеличено. При этом адекватного перераспределения доходных источников не произошло. Поэтому дальнейшее расширение перечня полномочий регионов и муниципалитетов, финансируемых ими за счет собственных средств, на наш взгляд, нецелесообразно до решения вопроса о перераспределении доходных источников", - отметил В.Басаргин.
По его словам, министерство регионального развития планирует в текущем году внести соответствующие предложения в правительство РФ.
В.Басаргин в своем докладе также сообщил, что "в рамках сокращения уровня дифференциации в 2008 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ вырос на 26% по сравнению с 2007 годом и составил 328 млрд рублей".
Был бы субъект, а причины найдутся
Опасения, что регионы могут не справиться со своими бюджетами, не беспочвенны. Многие из них успели еще до кризиса набрать кредитов и займов, кто в банках, а кто через выпуски ценных бумаг. У некоторых обозначились проблемы с обслуживанием долгов.
Целый ряд субъектов РФ допустили в первом квартале образование кредиторской задолженности. "Я считаю, это говорит о низком качестве управления финансами", - отмечал замминистра финансов РФ Антон Силуанов на недавней коллегии Минфина.
В частности, по его данным, кредиторская задолженность образовалась в Костромской области, Калмыкии, Хакасии, Новгородской и Иркутской областях.
"Многие регионы подготовились к нынешней ситуации, многие прислушались к рекомендациям Минфина и многие регионы создали резервы, тем самым обеспечив устойчивое бесперебойное исполнение бюджета текущего года", - заявил А.Силуанов. Но целый ряд регионов, наоборот, в конце прошлого года увеличили плановые назначения и увеличили расходы, в результате сегодня приходят в Минфин за финансовой помощью. "Есть регионы, которые проводят неадекватную финансовую политику", - подчеркивал замминистра.
И еще. Как отмечал замминистра, некоторые регионы занимают "страусиную" позицию. То есть считают свои параметры по значительно более оптимистичным прогнозам, чем федеральный бюджет, рассчитывая, что плановые доходы появятся в течение года. "Абсолютно ошибочный путь. Наша задача - принять реальные бюджеты", - подталкивал регионала на правильный путь замминистра.
Месяцем ранее глава Минрегиона подсчитывал, что доходная база региональных бюджетов в текущем году по сравнению с 2008 годом снизится как минимум на 500 млрд рублей, или на 8-10%. Вместе с тем В.Басаргин не исключил, что снижение доходов может составить 1 трлн рублей.
Пересдача
И еще одно испытание грозит региональным чиновникам. Минфин РФ планирует проверять квалификацию руководителей финансовых органов субъектов РФ в случае, если регионы будут допускать рост кредиторской задолженности.
"Если будет увеличиваться кредиторская задолженность, будем приглашать финансистов на нашу комиссию по оценке квалификационных требований и рассматривать, насколько действия финансового органа отвечают минимальным требованиям к качеству управления финансами", - сообщал А.Силуанов. По его словам, это предусмотрено в концепции межбюджетных отношений в условиях кризиса, которую готовит Минфин.