Минтранс и РЖД нашли способ сократить затраты на ВСМ Москва-Петербург

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU - РЖД и Минтранс предложили направить на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург не 1,7 трлн рублей, а 1,4 трлн рублей за счет включения в план модернизации не всей трассы, а только участка в 630 км, без дорогостоящих подходов к столицам, пишет "Коммерсантъ".

Предлагается разделить проект на три фазы, сообщил источник издания, знакомый с вариантом паспорта федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" (комплексный план модернизации инфраструктуры, КПМИ), а также с ходом совещания по ВСМ 10 сентября у замглавы Минтранса и руководителя Росжелдора Сергея Гончарова.

Это 42 км от Москвы до Крюкова, 630 км от Крюкова до Обухова и 12 км от Обухова до Петербурга. Участок от Крюкова до Обухова предлагается включить в КПМИ с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. В результате государство вместо 250 млрд рублей даст концессионеру 50 млрд рублей, пишет газета. Ранее предлагалось отдать в концессию всю ВСМ.

Участок Москва-Крюково предлагается финансировать за счет федерального проекта "Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла". По словам источника издания, затраты по участку Москва-Крюково оцениваются в 221,5 млрд рублей, из которых 200 млрд рублей РЖД возьмут из капитального гранта, который изначально был предусмотрен на ВСМ до Казани.

На участок Обухово-Петербург РЖД возьмут средства из собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Его стоимость оценивается в 62 млрд рублей. Один из собеседников "Коммерсанта" утверждает, что разместить вокзал ВСМ в Петербурге хотят на территории бывших складов промышленников Кокоревых неподалеку от Московского вокзала.

Один из источников издания знает и о варианте отдать в концессию только участок Логовежь-Обухово, тогда как Крюково-Логовежь стоимостью 440 млрд рублей РЖД построят за счет своей инвестпрограммы. Тогда в периметр концессии попадет лишь 450 км трассы стоимостью 950 млрд рублей, а работы еще на 750 млрд рублей с учетом вокзальных комплексов окажутся в инвестпрограмме РЖД.

Завершение строительства всей ВСМ сдвинули на год, и теперь предполагается в 2027 году. При этом до конца 2025 года предусмотрено строительство 120 км от Крюкова до Новой Твери.

По подвижному составу ВСМ оценка не изменилась: в проекте все те же 42 поезда производства "Уральских локомотивов" (СП Siemens и "Синары") на 175,7 млрд рублей.

В РЖД от комментариев отказались. В Минтрансе сообщили, что об этих предложениях знают, но комментировать их рано. По данным источника "Коммерсанта", на последних совещаниях Минэкономразвития требовало перепроверить прогноз пассажиропотока и ожидаемые социально-экономические эффекты, само министерство на запрос о комментарии не ответило.

Информированный источник издания считает, что конфигурация "еще успеет несколько раз перемениться". Сейчас прогнозный пассажиропоток ВСМ оценивается в 22,6 млн человек в 2030 году.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что конструкция усложнилась, но по существу смета не поменялась. Желание обеспечить синергию с другими проектами понятно, отмечает эксперт, но дробление увеличивает сложность привлечения частных инвестиций. По мнению аналитиков, проблема возложения всех рисков незавершения проекта на РЖД по-прежнему не решена, добавляет он, а перенос части проекта в инвестпрограмму монополии чреват дополнительной индексацией тарифов в 2024-2026 годах.

Новости