Меньше пьем?
Несмотря на стрессы кризиса, россияне стали меньше пить, утверждают эксперты. Потребление алкоголя за январь-февраль сократилось почти на 5%. Продажи водки упали на 8,3%
Москва. 3 апреля. IFX.RU - Запотевшая рюмка ледяной водки с хрустящим соленым огурцом - традиционный способ снятия стресса. Но кризис не щадит даже "вечные ценности". То ли у россиян стало совсем мало денег и нет возможности купить "беленькую", то ли они массово перешли на самодельные спиртные напитки, но факт налицо: в России снижается потребление алкоголя.
В первые два месяца 2009 года население выпило на 4,8% алкоголя, чем годом ранее. И это в те месяцы, когда на календаре были такие даты, как 1, 7 января, и даже 23 февраля! И в эти праздники россияне осилили только 10,6 млн декалитров "зеленого змия". Сокращение продаж водки в первые два месяца года составило 8,3%.
Что же случилось? Неужели кризис настолько изменил менталитет россиян? Как сообщили "Интерфаксу" в Центре разработки национальной алкогольной политики, доля водки в общем объеме потребления по-прежнему больше половины - 50,8%. Любовь к пиву тоже не ослабла, его доля в общем объеме выпитых 10,6 млн декалитров - 34,8%. Доля виноградного вина - 7,3%, коньяка - 3,1%, винных напитков - 1,4%, шампанских и игристых вин - 1,8%, плодовых вин - 0,8%. Так что пристрастия не изменились, просто, видимо, статья расходов, предназначенная для покупки спиртных напитков, подверглась в семейных бюджетах россиян секвестированию.
О том, что алкогольный рынок, казалось бы, непоколебимый в нашей стране, тоже страдает от кризиса, говорили давно. Сократилось производство водки (в январе на 20,9% к январю и на 52,8% к декабрю). В 2008 году впервые с 1996 года снизилось производство пива. Впервые за восемь лет в 2009 году могут снизиться поставки виски, рома, текилы, джина и абсента, которые последние годы серьезно конкурировали с водкой на российском алкогольном рынке.
Эксперты еще в прошлом году говорили о том, что кризис заставит россиян сократить употребление спиртного: вина до 7-8 литров на человека в год против 8-9 литров в докризисное время, пива - до 80 литров против 85-90 литров соответственно. Но водке предрекали расцвет - рост до более 15 литров против 14-15 литров. Но они ошиблись: даже национальный символ оказался бессилен против экономических проблем.
Впрочем, статистика - вещь условная. Может, в магазинах действительно стали продавать меньше ликероводочных изделий. Но рынок суррогатного алкоголя никуда не делся, и хотя никаких официальных данных пока нет, скорее всего он цветет буйным цветом - "поллитровка" поддельная стоит гораздо дешевле настоящей.
А еще в последнее время наши сограждане все чаще стали вспоминать старые дедовские рецепты приготовления самогона и разнообразных настоек на дому. Подзабытые в "тучные" времена технологии и хитрости домашних "изделий" снова в моде. Хотя чему удивляться? Это не только экономит деньги. Зачастую в магазине можно купить поддельные напитки, что небезопасно для здоровья. А свой собственный напиток (если он изготовлен по всем правилам) в этом смысле чаще всего более безопасен.