С неба на землю
Авиаперевозчики сложили крылья. Ситуация со стремительно падающими объемами перевозок фиксирует катастрофическое положение - летать в принципе стало не актуально. Пассажирские авиаперевозки за два месяца рухнули почти на 40%, перевозка грузов только за январь - на 35%. И вновь на повестку дня встает вопрос об уходе недобросовестных авиаперевозчиков
Москва. 5 марта. IFX.RU - Жесткое приземление демонстрируют отечественные авиаперевозки. Финансовая ситуация грозит лишить авиакомпании не только кредитных ресурсов, но и клиентов. Пассажиры все меньше жаждут пользоваться ненавязчивым сервисом отечественной авиаиндустрии, а ушедшей на длительные кризисные каникулы промышленности не до перевозок грузов по воздуху.
Ситуация на рынке авиаперевозок, как и во многих других отраслях, плохая. Ряд компаний прекратили свое существование, а оставшиеся в живых уменьшают объемы.
Авиакомпании РФ в феврале 2009 года сократили перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, заявил глава Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков на итоговой коллегии ведомства в четверг. В январе было зафиксировано снижение на 16,7%. Падение грузовых перевозок в январе этого года, по данным ведомства, составило 34,7%.
Флагман российской авиации, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", по предварительным данным, в феврале 2009 года сократил перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, сообщил гендиректор компании Валерий Окулов журналистам в Москве. Он отметил, что ситуация в авиаотрасли "развивается по пессимистичному сценарию", который выражается в обвальном падении спроса на перевозки. Бронирование на апрель показывает сокращение на 18%, на май - на 14% по сравнению с прошлым годом.
Есть у рынка и чисто финансовые проблемы, которые грозят отрасли если не развалом, то массой неприятностей. Авиакомпании оказались в долгах как в шелках. Практически парализованный рынок кредитного ресурса перекрыл доступ к займам, и финансовая ситуация оценивается чиновником как "сложная". По словам Г.Курзенкова, в настоящее время в отрасли наблюдается кризис взаимных неплатежей, который, помимо общей финансовой ситуации, стал следствием краха альянса AiRUnion в августе прошлого года.
Доверие к авиакомпаниям у поставщиков топлива и аэропортов практически на нуле. В частности, поставщики, занявшие крайне "жесткую позицию", выдвигают требования полного погашения имеющейся задолженности авиакомпаний и перехода на работу по предоплате. "Данная позиция ставит под угрозу экономику предприятий", - отметил Г.Курзенков.
Отсутствие кредитов делает затруднительным рефинансирование по облигационным займам. Да мало ли еще проблем.
Ситуация в гражданской авиации требует немедленного решения, однако часть мер так и не реализована и представлена только в поручениях, сетует представитель интересов авиации.
Действительно, если не поторопиться с оказанием реальной помощи "крыльям России", то банкротство может постигнуть не только приснопамятный альянс. Авиакомпания "Сибирь" со всеми потрохами оказалась в закладе у банков в обеспечение набранных кредитов. Второй по величине российский авиаперевозчик бросился к государству, прося предоставить госгарантии по кредитам. Специалисты из Минтранса не исключают, что в беде компанию не оставят. Но это пока предположения.
Помимо решения финансовых проблем, рынок авиаперевозок оказалась совершенно не способен решать вопросы ценообразования, затрат и эксплуатационных запросов, указывает Г.Курзенков.
Спрос и предложение полностью разбалансированы, появились признаки нездоровой конкуренции. Некоторые предприятия принялись демпинговать себе в убыток, продавая билеты по заниженным ценам, лишь бы защитить свои маршруты.
"Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги", - заявил глава ведомства,
"Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле являются скорее службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями, нездоровая конкуренция никому не идет на пользу", - добавил он.
И вновь становится актуальной теме задержек авиарейсов. Глава Росавиации констатировал, что задержки авиарейсов - как по вине авиакомпаний, так и аэропортов - продолжают увеличиваться (в январе их было зафиксировано более 100). По мнению Г.Курзенкова, "недобросовестные перевозчики" должны уходить с рынка. "Не умеешь вести бизнес - уйди, предупреди!", - заявил он.
Так кому из российских авиапервозчиков удастся выжить в такой ситуации? Ответа на коллегии Росавиации не прозвучало. Но напомним, что ранее эксперты осторожно предполагали, что пятерка ведущих авиакомпаний выдержит. Вот только в этой "великолепной пятерке" звучало название "Сибирь". Неужели к рынку, который потерял высоту, придется применять методы госрегулирования, и государству придется занять позицию на "рулежке". В реестре Росавиации на середину февраля находилось 167 авиакомпаний, так что работы будет много.