Сбербанк, ВТБ и его синдикат с другими банками подали заявки на финансирование участка СШХ

Москва. 17 октября. INTERFAX.RU - Сбербанк, ВТБ и синдикат с участием ВТБ, Внешэкономбанка, Евразийского банка развития (ЕАБР) и Газпромбанка (ГПБ) подали заявки на конкурс по выбору структуры для финансирования строительства центрального участка железной дороги Северный широтный ход (СШХ), пишут в среду "Ведомости" со ссылкой на банкира, а также источник, близкий к проектной компании СШХ, и участника переговоров.

"Чтобы построить участок Обская-Салехард-Надым (130,5 млрд с учетом расходов на строительство и обслуживание 353 км дороги, государственно-частное партнерство, концессия), нужен кредит на 97,2 млрд рублей, сказано в презентации проекта", - пишет газета. ВТБ готов финансировать проект, говорил в начале октября первый зампред ВТБ Юрий Соловьев, напоминает издание. Сбербанк заинтересован выступить финансовым партнером консорциума инвесторов проекта, опыт для этого уже накоплен, сказал "Ведомостям" его представитель.

Первый зампред ВЭБа Николай Цехомский заявил газете, что проект можно реализовать по схеме фабрики проектного финансирования, он подтвердил, что ВЭБ подавал в составе синдиката предложение на участие в проекте в качестве финансового партнера, но пока решение за концессионером и говорить о параметрах участия преждевременно.

Издание напоминает, что в начале октября было подписано концессионное соглашение между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) РФ и специально созданной под проект компанией "СШХ" (50,1% - у структуры Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, остальные 49,9% - у "дочки" ОАО "Российские железные дороги" - "КРП-инвест"). "Ведутся финальные переговоры с кредиторами, до конца октября предполагается их завершить и подписать соглашение", - заявил "Ведомостям" Рейльян, но от дальнейших комментариев отказался.

Источник "Ведомостей", близкий к проектной компании, заметил, что сейчас выбор - между заявкой Сбербанка и синдиката кредиторов. Итоги могут быть подведены раньше, чем до конца октября, предполагает банкир, - уже в ближайшую неделю. Первоначальное предложение ставки кредита банки дали в районе 8,25% годовых. "Это нижняя граница предложений, но разница между ними была минимальна, десятые доли процентных пунктов", - сказал собеседник газеты, близкий к участникам обсуждения.

Кредитные тонкости

Ставка кредита во всех случаях примерно одинакова. Обсуждается эффективная ставка, которая отражает реальную стоимость кредита, и другие условия, возможность финансирования до полного заключения экспертизы, поэтапно, сообщил источник издания, близкий к проектной компании. К тому же, изменились внешние условия, добавил он: после повышения ключевой ставки 14 сентября на 0,25 процентного пункта и ухудшения макроэкономической ситуации условия финансирования могут быть пересмотрены.

Кредит может обойтись в 9% годовых либо дороже, сказал собеседник "Ведомостей", близкий к проектной компании: ставка кредитного финансирования будет фиксированной, но до подписания кредитного соглашения условия могут дорабатываться. Банки очень заинтересованы в финансировании. "Это большой капиталоемкий проект, рассчитываем заработать на нем, конечно же, миллиарды рублей", - сообщил газете один из банкиров. Срок кредита определен финансовой моделью проекта, его предстоит взять на период до 20 лет, после чего кредит может быть рефинансирован, сообщил газете участник обсуждения проекта. Срок самой концессии, как сообщал Минтранс, - до 31 декабря 2052 года.

План работ

В рамках проекта предполагается построить мост через Обь с подходами (по данным презентации, за 50 млрд рублей), ветку железной дороги от Салехарда до Надыма (61 млрд рублей) и достроить железнодорожный мост через р.Надым (почти 2 млрд рублей) - всего на строительство будет потрачено 113 млрд рублей.

Концессия - часть проекта: в инвестиционной программе РЖД записана еще реконструкция примыкающих участков Коноша-Котлас-Лабытнанги на Северной железной дороге (с западной стороны линии), станции Обская, а также ветки Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево на Свердловской железной дороге (с восточной стороны).

ПАО "Газпром" введет в эксплуатацию собственную линию Надым-Пангоды (104 км). По данным презентации, реконструкция участка оценена в 17,4 млрд рублей, реконструкция объектов "Российских железных дорог" - в 105 млрд рублей. Северный широтный ход хотя и дешевле расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, но дороже Крымского моста. В общей сложности бюджетные средства составляют 5,4% финансирования всех объектов проекта, сказал "Ведомостям" представитель министерства транспорта РФ.

Он отметил, что проект структурирован таким образом, что основные участники - РЖД, "Газпром" и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа - финансируют объекты собственной существующей инфраструктуры, а на строительство новых объектов привлекаются частные средства, есть и государственная поддержка концессионной схемы. Привлечение частного финансирования позволит полным ходом развернуть строительство участка по концессии.

Строительство СШХ запланировано на 2018-2023 годы, говорилось в сообщении ж/д монополии. Железнодорожная компания прогнозирует, что объем перевозок по Северному широтному ходу составит 23,9 млн тонн - в основном речь идет о газовом конденсате и нефтеналивных грузах.

"Для проекта условия кредитного соглашения крайне важны еще и из-за минимального участия государства в строительстве. Федеральный бюджет по концессии должен дать проекту 12,7 млрд рублей в виде капитального гранта на этапе строительства - фактически в три раза меньше, чем изначально обсуждалось, а 18,4 млрд рублей приходится на корпоративное финансирование, его обязуются привлечь в проект акционеры, сами же акционеры внесут в проект капитал на 1,8 млрд рублей", - добавляет издание.

Новости