Автогиганты мира теряют покупателей

Потребители экономически развитых стран в 2008 году предпочли отказаться от приобретения автомобилей. Продажи машин упали в США, Японии и Западной Европе. Автогиганты оказались на грани разорения

Фото: Reuters

Москва. 12 января. IFX.RU - Мировой автопром продолжает погружение в пучину кризиса. Итоги 2008 года оказались неутешительными для всех развитых рынков. Покупательная способность рядовых граждан стремительно падает, и все меньше появляется желающих приобрести автомобиль или заменить старую машину на новую.

По результатам прошлого года падение продаж зафиксировано в США. По данным исследовательской компании Autodata, продажи новых автомашин в США за год упали до минимума с 1992 года. Всего нашли покупателей 13,2 млн новых машин (в 2007 году было реализовано 16,1 млн). Эксперты Citigroup Global Markets ожидают, что продажи в Америке в 2009 году составят порядка 10,8 млн автомобилей, экономисты Goldman Sachs & Co также прогнозируют этот показатель в 10,8 млн машин.

Только в декабре продажи упали на 36% по сравнению с тем же месяцем прошлого года на фоне продолжающегося снижения спроса. Среди тройки американских производителей наибольшие потери - 53% - понес в декабре Chrysler, General Motors снизил продажи на 31% (осенью снижение у него было еще большим - до 45%), Ford - 32%, Nissan - 31%, Toyota - 37%, Honda - на 35%. Общая доля трех американских производителей (Chrysler, General Motors, Ford) на рынке США впервые в истории упала по итогам года ниже 50% - до 47,5%.

В Японии продажи автомобилей рухнули до минимальных значений с середины 70-х годов. Падение продаж продолжается уже пять лет подряд. Причина - углубление рецессии в экономике страны, которое ослабило и без того небольшой спрос на автомобили, пишет The Wall Street Journal. Ослабление спроса на автомобили в предыдущие годы было обусловлено также высокой стоимостью бензина и сокращением населения, однако в 2008 году, по мнению экспертов, падение продаж отражает именно рецессию.

Согласно данным Japan Automobile Dealers‘ Association, продажи в Японии новых легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, сократились в прошлом году до 3,213 млн машин, что на 6,5% ниже уровня 2007 года. Более низкий, чем в прошлом году, уровень был зафиксирован в 1974 году, тогда продажи автомобилей в стране составляли 3,133 млн машин.

В последние несколько недель прогнозы прибыли и объемов производства на текущий финансовый год, который завершится в марте 2009 года, понизили такие крупные японские автопроизводители, как Toyota, Honda и Nissan. Помимо падения продаж автомобилей на японском рынке, компании столкнулись также с ослаблением спроса на своих ключевых экспортных рынках - в США и странах Европы. Негативным фактором для производителей Японии, который также отражается на объеме доходов от экспорта, является значительное укрепление курса иены относительно доллара США и евро.

Все меньше автомобилей продается и в Западной Европе. Как свидетельствуют данные агентства J.D. Power and Associates, продажи легковых автомобилей в этом регионе в прошлом году снизились на 8,4%, было продано всего 13,56 млн машин. Причем прогноз на текущий год тоже не внушает оптимизма: эксперты ожидают, что рынок автомобилей скатится к уровням 1993 года. Прогнозы падения до уровня 15-летней давности предсказывают, что в 2009 году падение рынка составит около 16% и за год будет продано всего 11,39 млн новых авто. Мнение экспертов основано на анализе декабрьских продаж, которые заставили схватиться за голову многих автопроизводителей. До декабря аналитики ожидали в 2009 году падения продаж на 11,5%, теперь же прогноз ухудшился на 4,5%. Это самое серьезное прогнозируемое падение объема продаж на западноевропейском автомобильном рынке за последние 20 лет.

Пока порадовать смог лишь Volkswagen. Крупнейший в Европе автопроизводитель увеличил продажи в 2008 году по всему миру на 0,6%, доведя их до нового рекорда - 6,23 млн автомобилей. Увеличение продаж менее чем на процент в другое время показалось бы смешным, однако в условиях тотального падения спроса оно не может не вызывать уважения. Так что Volkswagen пока остается на коне.

По данным J.D. Power, больше других европейских рынков в результате кризиса пострадают Испания, Англия и Германия, но пострадают не только развитые, но и развивающиеся рынки на всем земном шаре.

Действительно, эксперты уже устали пророчить миру потерю интереса к "железным коням". К примеру, вице-президента Hyundai Чой Чжэ Кок ожидает, что продажи автомобилей по всему миру упадут на 7,7% в 2009 году: с 65 до 60 млн автомобилей. Производственные мощности автомобильных компаний по всему миру составляют 90 млн автомобилей в год, что значительно превышает объем продаж. Следующий год будет действительно критическим для автомобильной индустрии, и грядет передел авторынка, сигналы о котором можно видеть уже сейчас.

Самый показательный пример - "детройтская тройка" автогигантов США, которая была вынуждена обратиться за помощью к правительству в обмен на выполнение ряда условий. GM и Chrysler уже получили правительственную помощь, но угроза банкротства все еще витает над ними. Даже Ford, который в конце концов отказался от денег из "плана спасения", возможно, будет вынужден лишиться надежд на то, что сможет справиться со сложной экономической ситуацией без правительственной помощи. Эксперты боятся, что падение продаж этой компании будет более значительным, чем ожидалось.

Так что прогнозы относительно мировых автогигантов самые неутешительные. Положение не спасут и развивающиеся рынки: возможно, по итогам 2008 года и будет зафиксирован рост продаж (за счет взрывного роста в первом полугодии), однако учитывая, что и они скатываются в рецессию, 2009 год не оставляет надежды автопроизводителям на дальнейший спрос от потребителей в этих странах. Прошлогоднее увеличение продаж если и случится, то исключительно по той причине, что emerging markets с опозданием принимают на себе удары кризиса, но последствия для них станут не менее, а даже более драматичными, чем для развитых стран.

Новости по теме

GM и Chrysler будут жить до марта

Новости