Контрактная система закупок госзаказчиков оказалась на распутье

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - Контрактная система РФ, регламентирующая закупки госзаказчиков (44-ФЗ), спустя четыре года после создания по-прежнему стоит на распутье.

Многие эксперты, как показывают жаркие дискуссии на открывшемся в среду в Москве выставке-форуме "Госзаказ - за честные закупки", продолжают считать, что созданная система еще не доказала свою жизнеспособность.

"Принятие законов "О контрактной системе" и "О закупках отдельных видов юридических лиц" (223-ФЗ) отбросило в глазах субъектов среднего и малого предпринимательства систему закупок назад, - сказал первый вице-президент общественной организации "Опора России" Владислав Корочкин. - Когда действовал закон о госзакупках - 94-ФЗ, доверие МСП (малого и среднего предпринимательства - ИФ) к госзакупкам росло. Было понимание, что любой предприниматель может принять участие в честной конкуренции за госзаказ".

В настоящее время, по утверждению Корочкина, такого доверия нет. "При закупках свыше 10 млн рублей честные закупочные процедуры нереальны, - считает он. - Действующая система требует изменений и донастройки".

Схожей точки зрения придерживается гендиректор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" Яков Геллер. По его мнению, 44-ФЗ не обеспечивает ни одну из основных заявленных целей - ни прозрачность закупок, ни конкуренцию, ни экономию.

"Благодаря команде Минэкономразвития, которая на этапе подготовке 44-ФЗ добилась внесения изменений в тогда еще законопроект, мы сейчас имеем закон, с которым можно хоть как-то работать, - считает Геллер. - Но заниматься улучшением изначально ущербной системы бессмысленно".

Такая же позиция высказывалась в ходе заседания экспертного совета по госзакупкам при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Тогда ряд членов совета посчитал, что сейчас целесообразнее подготовить совершенно новый закон о госзакупках, чем заниматься постоянным изменением действующего закона о контрактной системе.

Неоднозначное "за"

В пользу контрактной системы, по мнению министерств и ведомств, говорят полученные результаты. По данным Минэкономразвития, приведенным в докладе по мониторингу применения закона "О контрактной системе", экономия по закупкам в рамках 44-ФЗ за 2016 год составила 419 млрд рублей (376 млрд рублей в 2015 году) - среднее снижение цен по закупкам составило 8,2%, в том числе благодаря прямым контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (930 тыс. контрактов на 610,9 млрд рублей).

Еще одним аргументом "за" является возросшая прозрачность всех закупочных процедур, в том числе в части планов заказчиков.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ сообщала о поступлении в 2016 году 84,3 тыс. жалоб на действия заказчиков, что на 20% больше аналогичного показателя 2015 года. В результате их рассмотрения служба посчитала обоснованными 27,9 тыс. жалоб, по которым выдала 22,9 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений. Еще 15 тыс. жалоб были возвращены заявителям, а 6,8 тыс. жалоб заявители отозвали самостоятельно.

По результатам рассмотрения 22,7 тыс. дел об административных правонарушениях ФАС выдала 18,5 тыс. постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 266 млн рублей (из них взыскано 208 млн рублей).

"Рост жалоб по 44-ФЗ показывает, что контрактная система работает и доверие к ней растет", - отмечал в декабре прошлого года аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров.

Впрочем, те же министерства и ведомства признают несовершенство контрактной системы и регулярно готовят и вносят поправки в 44-ФЗ. Иногда "в пожарном режиме", как это было в конце прошлого - начале текущего года, когда из-за скоропалительного принятия новых нормативных и правовых актов начались проблемы при работе с ЕИС.

В настоящее время в Госдуме РФ находятся на рассмотрении более пяти различных законопроектов, предусматривающих внесение изменений и поправок в 44-ФЗ. В их числе масштабный законопроект, предусматривающий полную электронизацию процессов госзакупок.

Еще ряд законопроектов готовятся в министерствах и ведомствах. Число подкрепляющих их нормативно-правовых актов подсчитать затруднительно.

Негативный эффект от постоянного нормотворчества в области госзакупок ранее отметила та же Счетная палата РФ. "С момента принятия 44-ФЗ в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативно-правовых актов, из которых в настоящее время действует всего 107, - говорил ранее М.Рохмистров. - В 2015 году план внедрения контрактной системы предусматривал выполнение 13 мероприятий, из которых 4 не выполнены, в 2016 году - 5 мероприятий, из которых 3 не исполнено".

По мнению М.Рохмистрова, частое внесение изменений лишает заказчиков и подрядчиков четкой картины, основы, на которой можно строить свою работу. В конце прошлого года СП РФ выступила с инициативой наложить мораторий на вступление в силу новых нормативно-правовых и законодательных актов в области госзакупок. Речь идет о том, что такие документы могут готовиться и приниматься в течение года, а вступать в силу они должны единовременно, раз в год.

Мы пойдем другим путем?

Не исключено, что дальнейшее развитие контрактной системы получит неожиданное для рынка госзакупок направление.

"При развитии контрактной системы принцип "цена-качество" должен быть сохранен, - заявил заместитель начальника контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский в ходе форума. - Система (госзакупок) должна трансформироваться в единую информационную платформу, информационное пространство, где будут проходить все взаимоотношения между поставщиками, заказчиками и контрольными органами".

При этом Летуновский отметил, что построение этой платформы/пространства возможно, например, за счет использования российского блокчейна (технология распределенного хранения данных, обеспечивающая, в частности, контроль целостности и достоверности/неизменности данных - ИФ). По мнению Летуновского, переход к единой информационной платформе, использование новых цифровых технологий позволит перейти не просто к эффективным госзакупкам и организации контроля по ним, а к так называемым смарт (умным) контрактам.

В настоящее время под смарт-контрактами подразумеваются электронные алгоритмы, которые могут автоматически исполняться при определенных условиях. То есть, в случае с госзакупками речь может идти о том, что все транзакционные процессы (внесение обеспечения по контракту, авансирование работ, расчет по договору и т.п.) происходят в автоматическом режиме.

Ведомства, в свою очередь, в краткосрочной перспективе планируют сосредоточиться на упрощении закупочных процедур, на улучшении системы оценки результатов закупок, на контроле исполнения контрактов.

Новости