Немецкий бизнес согласился вложить свыше 2 млрд евро на ВСМ Москва-Казань
Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - Консорциум ряда крупнейших компаний и банков Германии "Немецкая инициатива", претендующий на участие в реализации проекта ВСМ Москва - Казань, сформулировал свои предложения для ОАО "РЖД", пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники.
В "Немецкую инициативу" (НИ) входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn, Strabag и другие компании. По словам источника "Коммерсанта", шестого июля состоялась встреча руководства РЖД с главой Siemens в России Дитрихом Меллером, в ходе которой "была рассмотрена возможность предоставления заемных средств со стороны немецких финансовых организаций от 1,5 млрд евро - на строительство инфраструктуры и от 700 млн евро - на приобретение подвижного состава". Также в РЖД поступило письмо от главы департамента "Мобильность" Siemens Йохена Айкхольда, который говорит о готовности НИ предоставить более двух млрд евро в рамках покрытий экспортным кредитным агентством Euler Hermes, войти в капитал концессионера, обеспечить трансфер технологий и локализацию производства подвижного состава, добавил собеседник газеты.
О том, что НИ готов выделить на проект до двух млрд евро кредитных ресурсов, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщил в конце прошлого года. Впрочем, он отмечал, что РЖД пока не подписали предложенный НИ меморандум, так как не согласны с его условиями из-за недостаточного уровня локализации.
Незадолго до этого состоялся обмен репликами между Меллером и президентом РФ Владимиром Путины. Глава государства, отвечая на вопрос топ-менеджера Siemens, сказал, что отсутствие доступа к европейскому финансированию может стать решающим фактором в пользу партнеров из Китая при строительстве ВСМ. "Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то тогда у нас вариантов не так уж и много остается, и в этом случае предложение китайских партнеров об участии в финансировании может быть решающим", - отметил Путин.
Длина ВСМ Москва-Казань - 770 км, стоимость - до 1,2 трлн руб. Проект планируется реализовать в форме концессии, где концедент - РФ, а концессионеры по каждому из двух участков (до Нижнего Новгорода и далее) - специальные проектные компании, лидером будет дочерняя структура РЖД "Скоростные магистрали" (СМ).
РЖД уже договорилось с КНР, которая обещает участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании. Консорциум "Шелковый путь" даст 52 млрд руб. и $1 млрд взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank прокредитует проект на 400 млрд руб.
Предложение НИ распространяется только на второй участок Нижний Новгород-Казань, уточнил собеседник "Коммерсанта". Как и китайское, оно предполагает предоставление 501,4 млрд руб., из которых 75 млрд руб. составит уставный капитал концессионера, а остальное - долговое финансирование. РЖД обсуждает с НИ ее предложения, говорит источник газеты, близкий к монополии. "НИ заявляет, что готова участвовать в проекте исходя из уже сформированной организационно-правовой модели",- добавляет он. В РЖД от комментариев по финансовой части предложений отказались, пояснив, что вопрос в проработке.
Еще в феврале на встрече с участниками Ассоциации европейского бизнеса глава РЖД Олег Белозеров говорил, что ситуация с китайским предложением "понятнее", чем с вариантом НИ, так как ясна финансовая схема.
"С НИ мы сегодня примерно в той же ситуации, что и с китайцами полгода назад. Пусть не создается впечатление, что только китайцы и больше никто: мы выбираем конкурентное предложение", - говорил в июне Мишарин, отмечая, что рассматривается и трехсторонний вариант с немцами и китайцами.