2015 год назвали самым безопасным в судоходстве за десятилетие
Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - Долгосрочная тенденция снижения количества случаев гибели больших судов в мире продолжилась в 2015 году, за который произошло 85 подобных происшествий, сообщается в четвертом ежегодном отчете Allianz Global Corporate & Specialty SE (AGCS).
Эксперты страховой компании, входящей в группу Allianz, проанализировали инциденты с судами с валовой регистровой вместимостью более 100 брутто-регистровых тонн (БРТ - единица объема, равная 100 кубическим футам или 2,83 кубического метра).
Хотя число случаев гибели кораблей остается достаточно стабильным в последнее время, сократившись всего на 3% по сравнению с предыдущим годом (88), 2015 год стал самым безопасным в судоходстве за последнее десятилетие. Показатель упал на 45% с 2006 года благодаря возросшим требованиям и технологиям обеспечения безопасности и контроля судоходства, отмечается в исследовании.
Однако диспропорция по регионам и видам кораблей сохраняется.
Более четверти всех случаев гибели судов произошли в Южном Китае, Индокитае, Индонезии и на Филиппинах (22 корабля). Убытки здесь возрастают год от года в отличие от других крупных регионов. На сухогрузы и рыболовецкие суда приходится более 60% потерь - соответственно 36 и 16 кораблей, при этом рост количества инцидентов с сухогрузами был зафиксирован впервые за три года.
Самой распространенной причиной крушения является затопление - 63 случая (рост на 25% относительно 2014 года), что чаще всего связано с плохими погодными условиями.
В течение 2015 года в мире случилось 2687 морских инцидентов, включая случаи полной гибели судна, что на четыре процента ниже показателя предыдущего года. По четвергам происходило наибольшее число аварий, а по субботам - наименьшее, отмечается в обзоре AGCS.
Восточное Средиземноморье и Черное море остаются самыми "горячими точками" четвертый год подряд. В прошлом году там произошло 484 происшествия.
Самая распространенная причина инцидентов - неполадки оборудования (973 случая).
"Ухудшение общеэкономической ситуации и ее влияние на сферу морского судоходства, вероятно, имеет негативный эффект на безопасность, - отмечает капитан Рахул Кханна, директор департамента по консалтингу в сфере морских рисков AGCS. - Множество секторов, таких как перевозка генеральных грузов, насыпных грузов и перевозки в прибрежной зоне, уже подвергаются влиянию, и любое снижение стандартов безопасности может стать серьезной причиной для обеспокоенности".
Важно, чтобы сложившаяся неблагоприятная экономическая обстановка не привела к развитию подхода "откладывать все на потом", предупреждают эксперты AGCS. Некоторые судовладельцы уже и так оттягивают проведение техобслуживания на максимально возможный срок, в то время как другие отправляют свои суда на консервацию.
"Введение в строй подобных кораблей из резерва на рынок, который сильно продвинулся вперед в технологическом плане, может привести к болезненным последствиям. Очевидна необходимость в стандартизации процедуры консервации судов", - полагает капитан Ярек Климчак, старший консультант по морскому страхованию AGCS.
Потребность во все более крупных контейнеровозах привела за последнее десятилетие к увеличению грузоподъемности крупнейших судов на 70% - до 19 тыс. контейнеров и более. Два "мегакорабля" - CSCL Indian Ocean и APL Vanda - сели на мель в феврале 2016 года, что подняло вопрос о более крупном масштабе ущерба. Есть опасения, что финансовые трудности в бизнесе по спасанию судов ограничили легкий доступ к услугам спасателей, необходимых для проведения спасательных операций такого масштаба. Отрасли необходимо подготовиться к сценарию, при котором общая стоимость полной гибели имущества превысит один млрд долларов, отмечается в обзоре страховщика.