Власти США могут частично национализировать автопром
Конгресс и правительство США ставят условия своему автопрому. Для выживания отрасли государство может частично национализировать "большую тройку" автогигантов
Москва. 9 декабря. IFX.RU - Госпомощь может вылиться в частичную национализацию американского автопрома. "Большой детройтской тройке", являющейся одним из столпов американской экономики, придется уступить часть своих акций в обмен на 15-миллиардную поддержку.
Согласно данным The Wall Street Journal, проект закона об оказании срочной помощи крупнейшим американским автопроизводителям (Ford, General Motors и Chrysler), согласование которого завершают лидеры демократического большинства в Конгрессе и Белый дом, предусматривает, что правительство получит варранты на акции этих компаний. Это будет как минимум 20 проц. от суммы кредита. Так вот в случае с General Motors государство может получить большую долю в компании, что нанесет ущерб интересам существующих акционеров. GM хотела бы получить около 10 млрд долл., а рыночная капитализация компании составляет 3 млрд долл.
Видимо придется автогигантам, если хотят выжить, смириться с ограничением зарплат топ-менеджеров и дивидендов. На предыдущих слушаниях руководителям "Детройтской тройки" досталось за то, что они, несмотря на переживаемый компаниями кризис, прилетели в Вашингтон на корпоративных самолетах, а также получают высокие зарплаты. Вообще же ограничения заработной платы сотрудникам "спасаемых" компаний предусматривал и план министра финансов Генри Полсона. Так что это требование к автогигантам было ожидаемым.
Предполагается, что автоиндустрия, как и финансовый сектор, пройдет реструктуризацию, подобную реорганизации, осуществляемой в процессе банкротства. Кроме того специальный представитель президента США, назначенный Джорджем Бушем, сможет контролировать все сделки компаний на сумму более 25 млн долл.
В проекте закона ничего не говорится о судьбе нынешнего менеджмента компаний. В то же время законодатели оказывают давление на главу General Motors Рика Вагонера, настаивая на его отставке.
Однако всех проблем эти деньги не решат. Считается, что $15 млрд американским автогигантам (из запрашиваемых 34 млрд) должно хватить до марта следующего года. А значит, в будущем году помощь придется просить уже у администрации нового президента США Барака Обамы. Некоторые эксперты не исключали, что объем запрашиваемой помощи может превысить и 100 млрд.
General Motors, Chrysler, Ford просили у властей 34 млрд долл. в ходе парламентских слушаний на прошлой неделе. General Motors в общей сложности хотела бы получить 4 млрд уже в этом году, Chrysler сообщала, что нуждается в $7 млрд и также до конца этого года. Ford Motor Co. предоставлял в Конгресс США свой план восстановления бизнеса и запрос на $9 млрд. Но во вторник Ford заявил, что отказывается от краткосрочного госкредита, так как у него нет проблем с текущей ликвидностью.
Предполагается, что средства на поддержку "Детройтской тройки" будут выделены из программы, которая изначально предназначалась для финансирования внедрения технологий, позволяющих экономить топливо.
Представители автомобильной индустрии давили на то, что им грозит крах и миллионы американцев могут потерять работу. Это, пожалуй, было самым сильным аргументом ослабшей "тройки". Автогиганты прямо или косвенно обеспечивают работой 3 млн человек и производят 4% ВВП США. Налоговые поступления отрасли оцениваются в $150 млрд.
Продажи новых автомашин в США упали в ноябре на 37 проц., вернувшись на уровень 1982 года.