Минтранс рассказал о рисках утраты госконтроля в "Аэрофлоте"

История с банкротством "Трансаэро" показала возможные риски в случае утраты госконтроля в "Аэрофлоте", заявил министр транспорта

Фото: ТАСС, Юрий Смитюк

Москва. 11 марта. INTERFAX.RU – Прошлогодняя история с остановкой "Трансаэро", когда только оперативное использование ресурсов "Аэрофлота" предотвратило социальный взрыв из-за прекращения полетов второго по величине авиаперевозчика, подчеркивает риски утраты госконтроля в компании, считает глава Минтранса Максим Соколов.

У государства в "Аэрофлоте" 51,17% акций, еще в 2014 году вышел президентский указ, санкционирующий размывание госдоли до 50% + 1 акция. Тогда же Росимущество планировало сделку, в рамках которой одновременно с размещением небольшой допэмиссии, размывающей госдолю до контроля, предполагалось продать квазиказначейский (принадлежащий "дочке" самого "Аэрофлота") пакет и, возможно, пакет госкорпорации "Ростех" - всего 8-9% акций на $200-300 млн. "Аэрофлот" даже провел отбор юридических консультантов и инвестбанков для сопровождения "дорожной карты" приватизации (соответственно Debevoise & Plimpton и Sberbank CIB с JP Morgan), однако до сих пор эти планы не реализовались.

В начале февраля совещание по приватизации, к активизации которой на фоне падения нефтяных доходов бюджета призывает финансово-экономический блок правительства, проводил Владимир Путин. Глава "Аэрофлота" был одним из участников совещания.

Как сообщил "Интерфаксу" Соколов, сейчас нет окончательного решения о начале приватизации, поэтому говорить об этом пока преждевременно.

"Необходимо все очень тщательно взвесить, все риски, в том числе, связанные с использование ресурса "Аэрофлота", как единственной крупной авиакомпании с госучастием, национального перевозчика. События прошлого года, в том числе, ситуация с банкротством нашей второй крупнейшей авиакомпании "Трансаэро", показали, что наличие у правительства такого ресурса позволяет мгновенно решить большую социальную проблему, связанную с необходимостью финансирования перевозки пассажиров или выплаты им стоимости билетов по отмененными маршрутам", - заявил министр.

"Аэрофлот" мобилизовал средства, которых, естественно, не было в бюджете РФ, утвержденном год назад, это порядка 17 млрд рублей. И изыскать из резервных источников такую сумму было бы практически невозможно в короткие сроки. Благодаря тому, что "Аэрофлот" получил соответствующие директивы правительства, совет директоров проголосовал за это решение. Это позволило - впервые в истории отечественной авиации и редкий случай в мировой - в короткие сроки и в бесконфликтном режиме перевезти всех пассажиров, не вызвав социального взрыва", - отметил Соколов.

Лишившись контроля, государство уже не сможет в случае необходимости провести аналогичное решение, констатировал глава Минтранса. "Авиация - мировая, а не только российская, - находится в непростой ситуации, показатели рентабельности очень пограничные. Тем более мы видим сильное сокращение международных перевозок, хотя внутренний рынок и растет. В этой ситуации отказываться от такого ресурса, который позволяет быстро принимать решения, теоретически возможно, но необходимо проработать вопрос и подстраховаться", - сказал он.

Отвечая на вопрос, действительно ли сейчас изучается вариант с продажей 25% акций "Аэрофлота" (именно такой пакет, по сведениям источников газеты Financial Times, хочет приобрести Аркадий Ротенберг, сам предприниматель интерес к "Аэрофлоту" опровергает), Соколов сказал, что в министерстве такой вопрос не рассматривается, но окончательное решение все равно останется за правительством.

Новости