Минэкономразвития не поддержало идею Сечина и Миллера засекретить закупки

В то же время компаниям, попавшим под санкции, могут разрешить не раскрывать по закону о закупках данные о зарубежных кредитах

Глава "Роснефти" Игорь Сечин и глава "Газпрома" Алексей Миллер (слева направо)
Фото: ТАСС, Михаил Метцель

Москва. 25 февраля. INTERFAX.RU – Минэкономразвития не поддержало идею глав "Роснефти" и "Газпрома" Игоря Сечина и Алексея Миллера скорректировать действующий закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц" и исключить из-под его действия финансовые и внутригрупповые сделки, а также сделки с недвижимым имуществом. При этом министерство допустило, что компаниям из санкционного списка могут разрешить не публиковать информацию о ряде финансовых сделок.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства, соответствующая позиция содержится в письме замглавы Минэкономразвития Евгения Елина в кабинет министров.

С идеями исключить из-под действия закона финансовые, внутригрупповые сделки и сделки с недвижимым имуществом главы "Роснефти" и "Газпрома" обратились в совместном письме к председателю правительства в начале февраля. Дмитрий Медведев дал поручение первому вице-премьеру Игорю Шувалову и главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву "проработать обращение" и "подготовить предложения по совершенствованию правил" действующего закона о закупках госкомпаниями, сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с поручением.

По словам источника, в письме Елина отмечается, что действующий закон N223-ФЗ предусматривает возможность осуществлять закупки недвижимого имущества любыми способами, в том числе у единственного поставщика, что позволяет приобретать конкретные индивидуально определенные объекты. При этом соблюдение требований закона "обеспечивает открытость таких закупок, в том числе прозрачность ценообразования, что является необходимым условием для эффективного расходования денежных средств".

По данным единой информационной системы, в 2015 году заказчики провели закупки недвижимого имущества на сумму свыше 647 млрд рублей, что более чем вдвое превышает объем закупок недвижимого имущества в 2014 году.

"Исключение закупок недвижимого имущества из сферы действия закона N223-ФЗ представляет нецелесообразным и будет противоречить его основным целям и принципам", - резюмирует Елин.

Минэкономразвития также отмечает, что нормы закона не содержат препятствий для внутригрупповых закупок у дочерних компаний, в том числе такие закупки могут осуществляться у единственного поставщика.

По мнению министерства, установление в законе изъятий для внутригрупповых закупок приведет к тому, что заказчики будут осуществлять закупки на неконкурентной основе через юрлиц, входящих с ними в одну группу, но не подпадающих под действие закона. Также это будет стимулировать заказчиков создавать непрофильные дочерние компании, чтобы проводить закупки на неконкурентной основе.

Комментируя предложение об исключении из-под действия закона финансовых сделок, Елин отмечает, что это не соответствует интересам как самих заказчиков, так и интересам развития банковской системы.

Проводимый Минэкономразвития мониторинг контрактной системы не выявил сложностей с закупками финансовых услуг для государственных и муниципальных нужд, где требования далее более жесткие.

По данным единой информационной системы, в 2015 году заказчики провели закупки финансовых услуг на сумму свыше 1,2 трлн рублей, что составляет 5,2% от общего объема закупок. "Исключение из-под действия закона N223-ФЗ закупок финансовых услуг выведет указанный объем закупок в неконкурентную сферу, что может в целом негативно отразиться на состоянии конкуренции в банковской системе", - полагают в Минэкономразвития.

Вместе с тем в министерстве считают, что для осуществления заимствований на внешних рынках представляется возможным определить перечень финансовых услуг, закупаемых у иностранных банков, сведения о закупках которых не составляют гостайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе. "Такие меры целесообразно принять в отношении компаний топливно-энергетического комплекса и в отношении иных компаний, на которые распространяются международные санкции", - полагают в Минэкономразвития.

Сечин и Миллер в своем письме напоминали, что в числе требований к закупочным процедурам закон предусматривает заблаговременное раскрытие информации об основных условиях всех планируемых договоров. По их мнению, применение этих требований в части закупки финансовых услуг и заключения иных финансовых сделок компаниями, попавшими под западные санкции, снижает эффективность их деятельности, а также создает риски ужесточения санкций и применения дополнительных ограничительных мер и штрафов.

Новости