Новый год не добавил уверенности потребителям и ритейлерам
Москва. 13 января. INTERFAX.RU - Предновогодние продажи не смогли компенсировать спад на потребительском рынке, в результате российский ритейл пережил один из худших кварталов по ряду ключевых показателей.
Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле по итогам IV квартала 2015 года впервые с 2000 года оказался отрицательным, просев до минус 2%, говорится в сообщении Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Данные исследования базируются на результатах опроса около 4 тысяч руководителей розничных компаний. В IV квартале снижение спроса на реализуемую продукцию отметили 35% респондентов против 25% в III квартале.
"В IV квартале динамика центральных показателей деятельности розничных организаций продемонстрировала ярко выраженное торможение. Не повлиял на ситуацию и традиционный предновогодний оптимизм", - отмечается в сообщении ВШЭ.
"Один из стратегических сегментов российской экономики - розничная торговля, завершает 2015 год с самыми худшими результатами более чем за десятилетний период проведения конъюнктурных обследований. Приходится констатировать, что поставлена новая точка отсчета в развитии торговли", - считает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович, которого цитируют в сообщении ВШЭ.
По его Остапковича, если из прошлого кризиса ритейлу помогло выйти восстановление потребительского спроса, то сейчас такой сценарий практически невозможен. Население сокращает траты на фоне падения реальных зарплат и реальных располагаемых доходов, экономической неопределенности, ослабления рубля, сохраняющейся продовольственной инфляции и высоких процентов по кредитам.
Низкий индекс потребительской уверенности
В IV квартале индекс потребительской уверенности, который рассчитывают аналитики Sberbank CIB, остался на минимальной отметке в минус 24%, как и в III квартале 2015 года и IV квартале 2014 года. По данным исследования "Потребительский индекс Иванова" Sberbank CIB (условным Ивановым аналитики называют типичного представителя российского среднего класса), доля потребителей, которые в стремлении сэкономить переключились на более дешевые товары, достигла рекордных 70% в IV квартале (в III квартале этот показатель составлял 69%, а в I квартале 2015 года - 66%).
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, остался на минимальной отметке минус 34%, что неудивительно на фоне дальнейшего ослабления рубля и ухудшения перспектив в части расходов на предметы не первой необходимости, отмечают аналитики Sberbank CIB. Они также указывают на фактор высокой базы сравнения в IV квартале 2014 года, когда потребители скупали товары длительного пользования в ожидании роста цен. Таким образом, статистика продаж промышленных товаров в IV квартале 2015 года едва ли будет хорошей, заключают аналитики.
По данным исследования холдинга "Ромир", в декабре доля расходов на продукты питания достигла 60%, чего не наблюдалось уже больше года. "Судя по всему, россияне предпочли в преддверии Нового года сэкономить на подарках, чтобы не ущемлять расходы на праздничное застолье", - отмечается в сообщении исследовательской компании.
По ее данным, повседневные расходы россиян в декабре выросли на 19,4% по сравнению с ноябрем, однако рост в годовом сопоставлении составил всего 3,9%. Кроме того, в предыдущие три года рост декабрьских расходов по сравнению с ноябрем был более существенным.
Режим экономии
"Общий режим экономии, в котором пребывали наши соотечественники в течение всего прошедшего года, не дал разгуляться их потребительским аппетитам даже перед Новым годом", - констатируют аналитики "Ромира".
Аналитики Sberbank CIB в декабре прогнозировали, что низкие суммы чека негативно отразятся на новогодних продажах ритейлеров. "Мы не видим признаков того, что население закупает продукты или непродовольственные товары впрок, что способствовало росту выручки за декабрь 2014 года", - писали они в декабрьском обзоре.
Этот фактор привел к сокращению выручки сетей Metro Cash & Carry и Media Markt в октябре-декабре, сообщила ранее немецкая Metro Group.
Лидер российского рынка розничной торговли "Магнит" также ощутил ухудшение ситуации в секторе. Из-за торможения темпов роста продаж в последние месяцы года компания не смогла обеспечить рост выручки по итогам года на уровне собственного прогноза: выручка "Магнита" в 2015 году выросла на 24,3%, до 947,8 млрд рублей, а гендиректор компании Сергей Галицкий прогнозировал рост на 25,5-26,5%. Темпы роста в 2015 году оказались самыми низкими за всю публичную историю "Магнита". В декабре рост выручки ритейлера замедлился до 16,7%.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в январе-ноябре 2015 года сократился на 9,3% (до 24 трлн 710,7 млрд рублей). В ноябре рынок обвалился на 13,1% - в прошлый кризис такого падения на рынке не было.