Итоги 2015: Россия на рынках капитала - из реанимации в обычную палату

В уходящем году санкции так и не сняли, а геополитическая ситуация осталась напряженной, поэтому российским компаниям в поисках средств к существованию пришлось придумывать новые решения

Фото: YAY/ТАСС

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU – В 2015 году главной задачей для российских компаний и банкиров, работающих с ними на рынках капитала, стало приспособиться к новой реальности - времена многомиллиардных размещений остались в прошлом, жизнь в режиме санкций на фоне мало предсказуемых геополитических событий заставила эмитентов искать новые решения.

Еще два года назад евробонды были одним из самых простых способов привлечь недорогое финансирование, теперь же размещение долговых бумаг на международном рынке превратилось в роскошь, доступную лишь ограниченному кругу заемщиков. Компании, подпавшие под санкции, занимать не могут по объективным причинам, но даже те, на кого не наложено никаких ограничений, всю первую половину года собирались с духом, чтобы протестировать новые условия заимствований.

В нестандартном формате работал и рынок акционерного капитала: на смену редким, но масштабным размещениям, пришли небольшие по объему сделки, зато на IPO и SPO вышло непривычно большое количество эмитентов.

Рынок IPO: часто, но мало

Рынок акционерного капитала, который обычно восстанавливается после шоков гораздо дольше, чем долговые рынки, в 2015 году неожиданно стал главной площадкой, на которой теплилась жизнь для инвестиционных банкиров и инвесторов.

Правда, ни одного крупного размещения за год так и не состоялось - даже такие имена, как "Лента" и "Магнит", не пытались привлечь за раз более $250 млн.

Первым за деньгами в феврале вышел "Магнит" - компания, бумаги которой инвесторы традиционно считают одними из самых перспективных на российском рынке, без труда собрала книгу заявок всего за несколько часов.

Продавала бумаги Lavreno Limited, аффилированная с основным акционером "Магнита" Сергеем Галицким. Более 75% от размещаемых в ходе SPO акций компании приобрели инвесторы из Великобритании и США, такой результат для нынешних "санкционных" времен можно считать безусловным успехом.

По итогам размещения Lavreno получила около 9,8 млрд рублей, привлеченные средства Галицкий планировал направить на сторонние проекты - он владеет футбольным клубом "Краснодар" и финансирует строительство стадиона для него.

Через месяц успех "Магнита" повторил еще один ритейлер, "Лента", с такой же легкостью собравший книгу заявок в рамках вторичного размещения. "Лента" привлекала деньги для себя - акционерный капитал понадобился компании для улучшения баланса и финансирования экспансии. Ритейлер сумел привлечь $225 млн, большую часть новых депозитарных расписок компании, как и в случае с "Магнитом", выкупили иностранные фонды.

Но одним размещением "Лента" не ограничилась. В октябре компания привлекла еще $150 млн в ходе SPO через процедуру ускоренного сбора заявок.

Помимо скорости размещения бумаг и высокого спроса среди иностранных инвесторов все три размещения объединяет еще один фактор - присутствие среди инвесторов Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). В размещениях "Ленты" РФПИ выступал в качестве якорного инвестора вместе с ближневосточными, азиатскими и западными фондами. Имена соинвесторов российский фонд не раскрывал. Но, по данным источников на рынке, в осеннем SPO вместе с РФПИ бумаги "Ленты", в частности покупал суверенный фонд Катара (QIA).

Не обошлось без государственного фонда и SPO "Магнита". Но в этой сделке участвовал не непосредственно РФПИ, а Российско-китайский инвестфонд (РКИФ, создан РФПИ и China Investment Corporation). РКИФ участвует и в главном частном размещении года: фонд покупает миноритарную долю в ритейлере "Детский мир" у АФК "Система" более чем за $100 млн. Эта сделка должна задать benchmark по стоимости компании перед IPO. "Система" собиралась провести IPO "Детского мира" на Лондонской фондовой бирже еще весной 2014 года, однако украинские события сорвали этот план. По новому графику IPO ритейлера может состояться весной 2016 года.

Но не только хорошо известные инвесторам имена отметились на рынке акционерного капитала в 2015 году. Несмотря на то, что весь год движение рынков было непредсказуемым и зависело от многочисленных и порой совершенно неожиданных факторов (связанных, главным образом, с геополитикой) ряд компаний все же сумели "поймать волну" и провести, в конечном счете, удачные, хоть и небольшие по объему, IPO.

Старт российским IPO дало размещение Объединенной вагонной компании (ОВК) в апреле. В июне рынок протестировал Московский кредитный банк (МКБ), говоривший о планах по публичному предложению своих бумаг не один год. В декабре IPO провели сразу две компании - специализирующийся на автолизинговых услугах "Европлан" Михаила Шишханова и "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НХКП), а МКБ разместил допэмиссию в рамках SPO.

Все размещения проходили на Московской бирже, самое крупное IPO удалось провести МКБ - банк привлек около 13 млрд руб. Но и эта сумма крайне мала по сравнению, например, с проведенным в конце 2013 года IPO Тинькофф банка, сумевшего впечатлить инвесторов до такой степени, что книга заявок на бумаги не самого крупного российского банка составила почти $11 млрд (около 800 млрд руб. по текущему курсу).

"Размещения объемом $200-300 млн - это тот объем, который рынок мог осилить на приемлемых ценовых условиях. Чтобы провести размещение на $1 млрд, нужно привлечь качественный спрос на несколько миллиардов долларов, что в текущих условиях крайне проблематично из-за недостаточного интереса со стороны иностранных инвесторов", - объясняет Елена Хисамова, руководитель управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитала", принявшего участие в подготовке всех состоявшихся в этом году IPO и SPO российских компаний.

На звание самого драматичного размещения года смело может претендовать НКХП. Принадлежащий Объединенной зерновой компании и группе "Сумма" комбинат сумел закрыть книгу заявок лишь с пятого захода. Эмитенту сильно не повезло с новостным сопровождением - закрытие сделки проходило на фоне неожиданно вспыхнувшего российско-турецкого конфликта, и многие инвесторы начали затягивать принятие решений об участии в сделке. Но история закончилась благополучно для всех участников, НКХП смог продать бумаги по цене близкой к максимальной и привлечь более 3 млрд рублей.

В следующем году активность на рынке акционерного капитала должна усилиться за счет приватизационных сделок. Правительство обещает продать, как минимум, один крупный актив - "Совкомфлот". "Если Земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем приватизации "Совкомфлота" в 2016 году", - пообещал в декабре замминистра финансов Алексей Моисеев. Впрочем, финальное решение по продаже госактивов принимается все же не Минфином, а банкиры не ожидают, что продать госкомпанию можно будет так же легко, как частный актив.

"Если мы говорим о чистой приватизации, когда государство что-то продает от своего имени, все будет очень сложно. Иностранные инвесторы, покупая госкомпанию, безусловно, будут тщательно анализировать, не нарушают ли они таким образом какие-то запреты, наложенные в рамках санкций", - считает инвестбанкир из крупного международного банка.

Фейерверк под конец года

В отличие от рынков акционерного капитала, рынок евробондов в этом году пережил один из самых сложных периодов - большинство российских заемщиков фактически отказались от размещения долговых бумаг на внешних рынках, предпочитая банковские кредиты и рублевые облигации.

В первой половине года на рынке, который еще недавно был самым привлекательным способом для российских компаний привлечь деньги, не было замечено ни одного эмитента из РФ. В июне небольшой выпуск евробондов разместила группа "Кокс", но эта сделка была фактически реструктуризацией уже имеющегося долга компании, а не привлечением нового.

Лишь в июле выйти на рынок неожиданно решился банк "АК Барс", разместивший еврооблигации на $350 млн. Но заемщик такого уровня при всем желании не способен проложить дорогу на рынок другим эмитентам, поэтому после размещения "АК Барса" на рынке евробондов ожидаемо вновь воцарилась тишина.

Только под конец года банкиры и инвесторы дождались крупных размещений. В октябре с разницей в несколько дней сразу две российские компании разместили крупные выпуски евробондов. ГМК "Норильский никель" вернулась на рынок после двухлетнего перерыва с выпуском 7-летних еврооблигаций на $1 млрд. "Газпром", в последний раз размещавший евробонды в ноябре 2014 года, разместил новые долговые бумаги на 1 млрд евро.

Еврооблигации обеих компаний пользовались большим спросом среди инвесторов. "Их просто разорвали", - самая популярная характеристика этих двух сделок от инвестбанкиров.

В ноябре эстафету у корпоратов подхватил Альфа-банк, с легкостью продавший евробонды на $500 млн под крайне привлекательную ставку - всего 5% годовых. Наконец, в декабре на рынок вышел Evraz - компания с достаточно высокой долговой нагрузкой, размещение которой пришлось еще и на период нестабильности на мировых рынках, но даже на фоне падения акций компаний сырьевого сектора эмитент смог привлечь через евробонды $750 млн.

В 2016 году ситуация на рынке евробондов для российских компаний во многом будет зависеть от того, выйдет ли на внешние рынки Минфин. Размещение суверенных бумаг должно сподвигнуть российские компании активнее использовать рынки внешних заимствований, тем более что ставки для многих из них возвращаются на приемлемые уровни, что подтвердили и размещения в конце 2015 года.

Россия не выходила на внешние рынки капитала с осени 2013 года, а традиционный лимит заимствований в $7 млрд в бюджете на 2016 год снижен до $3 млрд. Тем не менее, размещение даже небольшого по объему выпуска суверенных евробондов способно "зажечь", по крайней мере, крупных российских эмитентов.

ОФЗ-ИН: "я бы все продал ради них"

Минфин, в 2015 году вновь оставивший инвесторов без новых выпусков евробондов, предложил им взамен новый инструмент внутреннего займа - облигации, привязанные к инфляции (ОФЗ-ИН).

Первое размещение этих бумаг было осуществлено в июле - Минфин продал 8-летние облигации на 75 млрд рублей по цене 91% от номинала, предложив ровно половину из запланированного объема в 150 млрд рублей. Новые бумаги вызвали настоящий ажиотаж на рынке, спрос на них составил около 200 млрд руб.

"Мы как организаторы понимали, что облигации с привязкой к инфляции, прежде всего, интересны пенсионным фондам, так как их задача - "переиграть" инфляцию. Относительно других категорий инвесторов у нас был определенный скепсис: банки предпочитают инструменты с доходностью "ключевая ставка плюс", а иностранные инвесторы, по предварительным данным, ожидали увидеть доходность выше, чем российские инвесторы", - рассказывал в интервью "Интерфаксу" руководитель управления рынков капитала Sberbank CIB (один из организаторов размещения) Антон Мальков.

Но в итоге, по его словам, именно иностранные инвесторы оказали наибольшее влияние на размещение, выступив в качестве драйверов ценообразования, для них ОФЗ-ИН оказались возможностью захеджироваться не только от инфляционных, но и от валютных рисков.

Иностранцам досталось 26% от общего объема размещения долговых бумаг, появление в сделке американских, европейских и азиатских покупателей настолько впечатлило Минфин, что министр Антон Силуанов заявил о полноценном возвращении РФ на международный рынок капитала.

Но не только иностранцы выстроились в очередь за инфляционными ОФЗ. "Увидев условия, которые Минфин выставил при размещении, я бы все продал и портфель бы туда положил. Никто не ожидал такого, мне очень сложно даже объяснить, почему и зачем это было сделано. Мы просили около 10 млрд рублей, получили только 4 млрд", - признавался журналистам директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов.

Бумаги на оставшиеся 75 млрд руб. Минфин продавал на аукционах в октябре-декабре. Первые два аукциона, как и дебютное размещение, проходили при наличии высокого спроса, и лишь в декабре произошла "осечка": министерство впервые не смогло продать весь заявленный объем облигаций с привязкой к инфляции из-за низкого спроса, при запланированном предложении в 20,4 млрд руб. были проданы бумаги лишь на 13,6 млрд руб. Участники рынка связывали первую неудачу с возможной нехваткой средств у УК и НПФ под конец года, а также с неблагоприятной внешней конъюнктурой.

Тем не менее, даже с учетом не слишком удачного последнего размещения, министерству удалось продать почти весь запланированный на 2015 год объем новых бумаг.

В 2016 году инвесторов ждет еще один новый бонд - Минфин обещает провести на Московской бирже размещение ОФЗ, номинированных в юанях, на сумму, эквивалентную $1 млрд.

Новости