Слабость Обамы?

В демократическом лагере попытки сохранить Роберта Гейтса на должности министра обороны США порой воспринимаются как слабость нового президента, который не может найти руководителя ведомства среди своих

Фото: Reuters

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU - В период ожидания новых назначений в новой администрации Обамы в отношении одной кандидатуры все сходятся во мнении - этот человек должен оставаться на своем месте.

Речь идет о министре обороны США, человеке, который приобрел огромный опыт работы в различных структурах американского правительства, начиная от ЦРУ и заканчивая министерством обороны. Конечно, споры продолжаются. И в демократическом лагере попытки сохранить Гейтса на этой должности порой воспринимаются как слабость нового президента, который не может найти министра обороны среди своих. Тем не менее, газета "Вашингтон пост" отмечала, что Роберт Гейтс "входит в переходный период между двумя администрациями совершенно не так, как кто-либо из его предшественников".

"Усилия, предпринимаемые Гейтсом по обеспечению плавного перехода от одной администрации к другой, предоставили ему серьезную поддержку, как в Пентагоне, так и за его пределами", пишет "Вашингтон пост". По мнению многих вашингтонских аналитиков, этот человек настолько хорошо справляется со своими обязанностями, исполняя их спокойно и профессионально, что для него, республиканского назначенца, вполне может найтись место в следующей администрации как минимум на первом этапе ее деятельности.

За два года пребывания в должности министра обороны Роберт Гейтс исправил связи, нарушенные его предшественником Дональдом Рамсфилдом с важнейшими частями американской государственной и военной системы - с военоначальниками, конгрессом, госдепартаментом и другими структурами американского правительства. "Его усилия последнего времени вызывали у многих желание, чтобы он остался на прежнем посту в администрации Обамы для создания моста между двумя администрациями" - пишет "Вашингтон пост". В американской столице поговаривают, что Гейтс должен остаться на своей должности, чтобы подготовить почву для Ричарда Данцига - советника Обамы, который впоследствии займет пост министра обороны. Для страны, которая ведет две войны за пределами своей территории, этот шаг представляется весьма осмотрительным.

В последнее время Гейтс сделал также ряд заявлений, в которых призвал уходить от чрезмерного использования военной силы в американской внешней политике. Он сказал, что следует значительно увеличить бюджет невоенных структур, занимающихся иностранными делами, в частности оказанием помощи зарубежным странам. Гейтс заявил, что количество людей, работающих в госдепартаменте США, сравнимо по числу с личным составом одного американского авианосца.

Кто бы не принял должность руководителя Пентагона он окажется перед лицом серьезных организационных и финансовых трудностей, которые касаются не только войн в Афганистане и Ираке. Серьезные бюджетные, кадровые и организационные проблемы ждут нового шефа военного ведомства.

С именем Гейтса связывают стремление к компромиссам в сложных политических и военно-политических вопросах. В частности, именно он принял деятельное участие в переговорах по ПРО с Москвой в формате 2 плюс 2 между министрами обороны и министрами иностранных дел РФ и США.

В беседе с корреспондентом Интерфакса известный американский политолог Дмитрий Саймс назвал Гейтса человеком, который способен выработать компромисс с Москвой по вопросу о ПРО в Польше и Чехии. В частности, Гейтс был сторонником установления системы российских инспекторских проверок на объектах ПРО в Восточной Европе. "Но в Вашингтоне ему не дали этого сделать" - сказал корреспонденту Интерфакса Дмитрий Саймс. "Сейчас приходит понимание необходимости такого подхода" - сказал Саймс.

Роберт Гейтс хорошо известен в России и в бывшем СССР. Во время потепления отношений между Советским Союзом и США в период перестройки он устанавливал прямые контакты между ЦРУ и КГБ и принимал участие во встречах, которые ознаменовали прорыв в советско-американских отношениях.

В 1970-е гг. он работал в Совете национальной безопасности (СНБ), а затем вернулся в ЦРУ, был назначен офицером национальной разведки по Советскому Союзу - главным экспертом ЦРУ в данной области в ранге члена Совета национальной разведки). С января 1982 г. заместитель директора ЦРУ по разведке. С сентября 1983 года одновременно, председатель Совета национальной разведки. Первый заместитель директора ЦРУ (до марта 1989 года. В период болезни Кейси, в декабре 1986 г. - мае 1987 г. исполнял обязанности директора ЦРУ. Президент Рейган выдвинул его кандидатуру на пост директора ЦРУ, однако во время процедуры утверждения его кандидатуры в Конгресс Гейтс взял самоотвод в связи с тем, что ЦРУ, в котором он занимал руководящую должность, в это время было вовлечено в скандал Ирангейт. С марта 1989 г. - заместитель помощника президента по национальной безопасности. С августа 1989 г. помощник президента Джорджа Буша -старшего. В 1991-1993 гг.- директор ЦРУ. В октябре 1992 г. Гейтс стал первым директором ЦРУ, посетившим московский Кремль - во время своего визита в Россию встречался с президентом Борисом Ельциным и директором Службы внешней разведки Евгением Примаковым.

О своих годах работы в ЦРУ Роберт Гейтс опубликовал интереснейшую книгу воспоминаний о том времени под названием "Из-за теней: инсайдерская история пяти президентов и того, как они выиграли холодную войну". В этой книге Гейтс описывает много эпизодов советско-американских отношений, которые долгое время оставались вне общественного внимания как в СССР и России, так и в США.

Из воспоминаний бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, изданных в 1996 г. в Нью-Йорке, открывается картина весьма сложных и неоднозначных отношений, которые существовали между СССР и США. Гейтс был директором ЦРУ с 1991 г. по 1993 год. В 1981 г. он занимал высокопоставленную должность в ЦРУ по СССР и Восточной Европе и лично информировал президента США Рейгана о развитии ситуации в регионе. В 1982-м году назначен зам.директора ЦРУ по разведке. В администрации нынешнего президента США Джорджа Буша Роберт Гейтс с 2006 года по настоящее время занимает должность министра обороны США. В 2007 г. в статье, написанной Збигневом Бжезинским в журнале "Тайм", Гейтс назван самым влиятельным человеком 2007 года.

В своих воспоминаниях Гейтс дает примечательную оценку деятельности Горбачева. Он пишет, что коллапс Советского Союза не был неизбежным в 1991 году. Но был ускорен Михаилом Горбачевым, лидером пришедшим, чтобы спасти Советский Союз, но который вместо этого разрушил его. Его пребывание в должности советского лидера было воплощением закона непредвиденных обстоятельств. Он не хотел ослабить, а потом распустить советскую компартию. Он не намеревался сделать так, чтобы Восточная Европа стала независимой от Советского Союза. Он не ожидал, что Германия объединиться и потом не хотел позволить ей вступить в НАТО. Он не собирался председательствовать при распаде Советского Союза. Однако его политика и действия, направленные на исправление экономических и политических ошибок его предшественников и на то, чтобы дать новую жизнь реформированному Советскому Союзу определило его судьбу и ускорило конец. "Конечно, мы никогда точно не узнаем, но думаю, что Андропов, будь он моложе и здоровее, вполне возможно, что мы бы продолжали иметь дело и оставаться лицом к лицу с Советским Союзом, могущественным в военном отношении, но обреченным, постоянно разрушающимся и ослабляющимся" пишет Гейтс. Народы бывшего Советского Союза в большом долгу перед Горбачевым за то, что он разрушил советское государство и дал им возможность выбирать свое будущее, пишет он.

В своих воспоминаниях Гейтс, помимо прочего, описывает обстоятельства введения военного положения в Польше 13 декабря 1981 года. Он пишет, что 3-5 ноября министр иностранных дел Польши Чирек (Юзеф Чирек) и секретарь ЦК ПОРП Стефан Ольшовский прибыли в Москву, где их ждал негостеприимный прием. Советы довели до их сведения, что, по мнению советских, польское руководство утратило контроль над ситуацией и поставило под угрозу социализм во всем альянсе. Советы ясно отказались поддержать политику национального примирения, предложенную Ярузельским. Двумя неделями позже 18-19 ноября в Варшаву прибыла комиссия из девяти офицеров Генштаба ВС СССР и Варшавского договора под руководством Николаева (скорее всего псевдоним ИФ.) заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС СССР. Основная тема - обсуждение документов в отношении введения военного положения. Советские заявили, что документы подготовлены и предложены полякам для помощи в принятии мер. Поляки явно не хотели ничего делать, пишет в своих воспоминаниях Роберт Гейтс.

С 11 на 12 декабря общенациональная комиссия "Солидарности" начала свою встречу и продолжала ее в ночь на 13 декабря в тот момент, когда было введено военное положение. После этого начались аресты. С советской точки зрения, сокрушение и поражение (хотя бы временное) "Солидарности" было достигнуто ценой малых международных издержек, отмечает Гейтс.

Осведомленность Гейтса о бывших и нынешних процессах в Восточной Европе делают его фигурой, которая врядли может сравниться с кем-то из действующих, бывших или будущих деятелей американской администрации.

Специальный корреспондент "Интерфакса" в Вашингтоне Петр Черемушкин

Новости