Смена локомотива

Увольнение президента ОАО "Российские железные дороги" произошло столь же неожиданно, как и появление самой информации о том, что это вообще может произойти

Владимир Якунин
Фото: ТАСС, Александра Мудрац

Москва. 20 августа. INTERFAX.RU - Смена президента ОАО "Российские железные дороги" произошла столь же неожиданно, как и появление самой информации о том, что это вообще может произойти. Точнее, дальнейшего развития сюжета рынок ждал ближе к концу августа, когда, как заявлял президент Владимир Путин, должна была состояться его встреча с главой монополии, и после которой тот должен был решить, где именно ему работать - в РЖД или Совете Федерации.

Фигура нового руководителя компании также оказалась неожиданной, хотя она и называлась ближе к концу виртуального списка кандидатов, и, в принципе, не выбивается из логики власти. Бывший глава Росавтодора, впоследствии замглавы Минтранса Олег Белозеров - разумеется, выходец из Санкт-Петербурга, много лет проработал с нынешним президентским помощником Игорем Левитиным (но это вовсе не единственная характерная деталь его биографии). Эксперты ждут продолжения застопорившейся при прежнем руководстве реформы отрасли, в первую очередь за счет привлечения частного капитала, приемы которого Белозеров освоил, курируя дорожную сферу.

Президент "Российских железных дорог" - пост во многом политический. Ни для кого не секрет, что для главы РЖД, кем бы он ни был, принципиально важен прямой доступ "наверх" - и верх этот вовсе не в Минтрансе или правительстве. В случае с Якуниным "уровень доступа" считывался изначально, и его начальственное долголетие в точке пересечения интересов самых влиятельных предпринимателей лишнее тому доказательство. Трудовая биография Белозерова не дает прямых ответов, оставляя, впрочем, пространство для предположений.

Краткое содержание предыдущей серии

Информация о том, что Якунин может уйти из РЖД, появилась в начале недели. Врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов предложил топ-менеджеру представлять регион в Совете Федерации, что означало необходимость покинуть пост в компании в случае согласия стать сенатором. Глава РЖД согласился на это. Областной избирком внес его фамилию в список из трех кандидатов в верхнюю палату парламента от региона. При этом пресс-секретарь Якунина Григорий Левченко уточнял "Интерфаксу", что его начальник "планирует покинуть компанию в установленном порядке по завершении выборов" губернатора Калининградской области.

В телеграмме, разосланной в понедельник высшему руководству холдинга, в его подразделения и профсоюзам, Якунин отметил, что "окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства". При этом он призвал железнодорожников "ответственно и эффективно продолжать свою работу". Письмо по содержанию напоминало прощальное.

Тогда источники в РЖД сообщали, что до конца августа Якунин будет находиться в отпуске (сейчас он отдыхает на Дальнем Востоке), после которого вернется на работу и продолжит возглавлять монополию до официального решения правительства о сложения полномочий, если таковое будет принято. Собственно выборы губернатора же Калининградской области назначены на единый день голосования 13 сентября. Помимо Цуканова (кандидата от "Единой России"), в них будут участвовать еще четыре человека.

Газета "Коммерсант" при этом со ссылкой на свой источник в среду сообщила, что решению Якунина стать кандидатом в члены Совета Федерации предшествовала его встреча с Путиным - еще до отпуска топ-менеджера. Во вторник глава государства назвал заявление руководителя РЖД о переходе в Совет Федерации его личным решением, которое он с ним еще обсудит после отпуска.

Скоропостижно отставлен

Развитие сюжета ждали к концу следующей недели. Тем более что высокопоставленные чиновники правительства всячески уклонялись от комментариев по этому поводу. Первый вице-премьер Игорь Шувалов во вторник в Казани на просьбу прокомментировать ситуацию с возможным уходом Якунина с поста главы РЖД заявил, что "ничего не знает об этом", лишь выразив надежду на позитивное для ж/д отрасли решение руководства страны. И лишь фраза: "Одни приходят, другие - уходят", - могла на что-то намекать.

В среду вице-премьер, председатель совета директоров РЖД Аркадий Дворкович заявил, что окончательных решений о руководителе монополии нет. "Прерогатива назначения нового президента компании - за правительством. Давайте будем терпеливыми и дождемся решения правительства, согласованного с президентом", - сказал он в интервью телеканалу "Россия 24".

По всей видимости, оба несколько лукавили, подчеркивая свою неосведомленность. Нового главу РЖД их непосредственный начальник, премьер-министр Дмитрий Медведев представил уже в четверг в рамках встречи с назначаемым топ-менеджером. Якунин "подал заявление об освобождении с соответствующей позиции", пояснил глава правительства, добавив, что в этой связи "необходимо принимать кадровые решения".

"Мною принято решение назначить вас руководителем РЖД с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта", - добавил Медведев, обращаясь к Белозерову (позднее кабинет министров опубликовал и соответствующие распоряжения). "Вам надо сразу же приступать к исполнению обязанностей. Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит, заодно еще раз поблагодарит Владимира Ивановича Якунина, за огромную работу, которую он проводил все эти годы", - сказал премьер.

Из содержания беседы ясно, что Медведев и Белозеров "встречались некоторое время назад" и "обсуждали текущую ситуацию в сфере транспорта, в том числе ситуацию в РЖД". Тогда же обсуждалась и возможность того, что чиновник займет должность президента монополии. "С учетом того, чем вы занимались в последние годы, вы уже опытный транспортник: вы и автодорогами занимаетесь давно, и железными дорогами стали заниматься, будучи первым заместителем министра транспорта. Сферу эту знаете весьма неплохо, что, собственно, выявил и наш разговор, когда мы обсуждали текущее экономическое положение российских железных дорог, все плюсы, все трудности, ситуацию с бюджетом, с инвестициями. По совокупности этих факторов мною принято решение о том, чтобы назначить вас руководителем РЖД", - сказал в этой связи премьер-министр, поздравив Белозерова и пожелав ему успехов.

При этом Медведев поспешил поставить задачи новому президенту компании, акцентировав его внимание на двух моментах. "Первый - это бюджет и инвестиции (с учетом достаточно сложных параметров нынешнего состояния экономики и доходов РЖД. И второе - это пассажирские перевозки. Здесь нареканий очень много, люди недовольны, когда маршруты отменяются", - отметил премьер. При этом, по его словам, железная дорога не должна находиться в убытке, имея "ресурс для развития". "Как соединить эти подходы, вам предстоит решать с участием, естественно, правительства и региональных властей", - сказал он.

Белозеров в ответ заявил, что "четко представляет значимость предприятия и отрасли для экономики РФ", выразив готовность "вместе с коллективом РЖД" продолжить повышать эффективности ее деятельности. "В том числе - на социально ориентированных направлениях, на перевозке грузов, на повышении скорости движения и на повышении эффективности инвестиций в отрасль", - сказал новоиспеченный топ-менеджер. Медведев призвал приступить к работе в РЖД "без раскачки".

Северный транспортный путь

Белозеров родился 26 сентября 1969 года, в 1992 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности "экономист, планирование промышленности". Затем следует пробел: первая должность в его официальной биографии относится к 1998 году (заместитель коммерческого директора, затем коммерческий директор). В 2000 году, после недолгого пребывания на должности замдиректора петербургского ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие №21", перешел на госслужбу - стал начальником финансово-экономического отдела аппарата полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (полпредом тогда был Виктор Черкесов). В 2001-2002 гг. был замдиректора "ЛОМО" по управлению корпоративным имуществом.

Чиновником Белозеров вновь стал в 2004 году, вскоре после того, как Минтранс возглавил Игорь Левитин. Несколько месяцев он был замруководителя Федерального дорожного агентства, а в ноябре 2004 года возглавил ведомство.

На госслужбу Белозеров пришел из "Российской топливной компании" ("Ростоппром"), которой он руководил в 2002-2004 гг. Контролирует эту компанию государство, а около 25% акций долгое время принадлежало (частично напрямую, частично через номинальное держание) банку братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов "Северный морской путь". В совете директоров "Ростоппрома" Белозеров пересекся и с Игорем Ротенбергом, которого государство выдвинуло в его состав как замруководителя департамента Минимущества.

В 2009 году стал замом Левитина, а в 2010 году, когда глава Минтранса стал одним из кандидатов на пост мэра Москвы, Белозеров считался его наиболее вероятным преемником в случае, если министр действительно станет градоначальником.

Железнодорожный "стаж" Белозеров может отсчитывать с лета прошлого года, когда он впервые стал членом совета директоров РЖД.

Рынок ждет

Суть произошедшего пока берутся обсуждать немногие. Участники отрасли официальной позиции "Интерфаксу" не предоставили. Аналитики же инвестиционных компаний, опрошенные агентством, указывают на несколько моментов. В первую очередь, допускают, что новый президент РЖД будет использовать для развития ж/д сети опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, приобретенный в период курирования дорожной отрасли на посту замглавы министерства транспорта, а также ускорит забуксовавшее реформирование отрасли в целом, в том числе с привлечением частных инвестиций в локомотивный сегмент.

По словам аналитика Sberbank CIB Юлии Гордеевой, одной из основных заслуг Белозерова в его бытность заместителем министра транспорта можно назвать внедрение принципов государственно-частного партнерства. "Начиная с 2009 года появился институт государственно-частного партнерства, отрасль дорожного строительства встала на новый путь финансирования в больших проектах", - отмечает она. В то же время, по словам Гордеевой, в дорожной отрасли осталось множество нерешенных вопросов.

"Мы до сих пор продолжаем строить дороги по старым ГОСТам и уже, наверное, десятилетия говорим о том, что нам нужны новые стандарты. Во всем мире существуют другие технологии строительства дорог, и нам тоже нужно двигаться в этом направлении, чтобы меньше тратить денег на ремонт. В этом плане особо ничего сделано не было", - говорит аналитик.

Между, тем для экспертов железнодорожной отрасли Белозеров - абсолютно неизвестный человек. В этой сфере он фактически новичок, начав плотно заниматься темой лишь с момента повышения до первого замглавы Минтранса. В этой связи пока мало кто берется прогнозировать, как изменится карта бизнес-интересов вокруг РЖД. В то же время с учетом активной позиции Белозерова в дорожной сфере ожидаются и более решительные шаги в дальнейшем реформировании ж/д отрасли, затормозившемся в последнее время.

"Смена руководства РЖД может привести к каким-то более радикальным шагам в этой части, в том числе - либерализации рынка локомотивной тяги", - отмечает Ирина Ступаченко из ИК "Открытие Капитал". "Это ключевой сегмент, который уже давно хотели либерализовать, но именно Якунин был резко против, всячески противодействовав. Изменение вертикали в компании, возможно, упростит эти решения", - считает она. "Однако текущая макроэкономическая ситуация не благоприятствует либерализации этого сегмента - Якунин говорил про профицит локомотивов, что они стоят, потому что нет грузовой базы. С другой стороны, парк локомотивов очень старый, с очень высоким уровнем амортизации, а денег, которые может выделить РЖД для обновления, сейчас мало", - добавила эксперт.

Назначение "человека извне, не из РЖД", по мнению Ступаченко, может привести к кадровым перестановкам, но, скорее всего, они будут только в высшем руководящем составе. Тотальных "чисток" ждать вряд ли стоит, считает она: "У людей есть определенные направления, компетенции, наработанные уже годами, вряд ли будут менять их", - полагает аналитик.

По мнению аналитика "Уралсиб Кэпитал" Дениса Ворчика, трудно сказать, почему новым главой РЖД стал именно Белозеров. "Было много разных кандидатур, в том числе Дворкович, люди из РЖД - заместители Якунина, люди, связанные с "Трансойлом" или с "Уралвагонзаводом" тоже рассматривались", - перечисляет он. "Конечно, Якунин - фигура уникальная, с большим аппаратным весом, и по аппаратному весу с ним мало кто сравнится. Пока трудно что-то сказать. Возможно, есть больше вероятности того, что будет дерегулирован рынок услуг локомотивной тяги. Это один из вариантов развития событий", - рассуждает аналитик.

Пока сложно оценить, насколько Белозеров подходит на пост главы "Российских железных дорог", добавил Ворчик. "Человек работал в министерстве, РЖД - это тоже в некотором роде министерство. С точки зрения проведения реформ - это другая специфика, но я не уверен, что сейчас есть запрос на реформы серьезные в компании", - отметил аналитик. Возможным эффектом от назначения Белозерова президентом ж/д монополии Ворчик называет снижение лоббистского ресурса монополии. "Не исключено, что будет сложнее получать такие высокие тарифы, на таком высоком уровне их индексировать. Возможно, больше внимания уделять возможной оптимизации внутрикорпоративных процессов, снижению издержек", - размышляет он.

Новости