Сечин не исключил элементов демпинга на нефтяном рынке

В настоящее время на рынок в глобальном масштабе могут влиять только США, поскольку именно они обладают всем набором конкурентных преимуществ, считает он

Председатель правления, заместитель председателя совета директоров ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин
Фото: ТАСС, Станислав Красильников

Москва. 19 июня. INTERFAX.RU – Глава "Роснефти" Игорь Сечин полагает, что в ценообразовании на рынке нефти могут присутствовать элементы демпинга.

"По сути, мы живем сейчас совсем в другом мире, чем тот, который был всего лишь год назад. Цены сжались - остались лишь минимальные издержки. При этом, к сожалению, не вполне учитываются издержки полного цикла. А не говорит ли это о том, что в ценообразовании на рынке нефти сейчас присутствуют элементы демпинга и стоящие за этим стремления к переделу рынка?" - сказал он на нефтяной сессии в рамках Петербургского международного экономического форума.

По его словам, такого рода явления не могут быть долгосрочными, а поэтому не предопределяют будущее отрасли.

Сечин также отметил, что дисбаланс между спросом и предложением на рынке сохраняется, несмотря на то, что в последнее время ценовая ситуация несколько выровнялась. "В мае величина дисбаланса выросла до рекордных 3 млн баррелей в сутки. Так что пока на рынке нет ни равновесия, ни ясности с перспективами", - сказал он.

Влияние США на глобальный рынок

По словам Сечина, США обладают конкурентным рынком нефти и могут влиять на происходящее в глобальном масштабе. Он указал на растущую роль технологического прогресса, инноваций и отзывчивости мировой нефтяной отрасли к благоприятным факторам.

"В США действует целый набор таких факторов - это и возможности легкого привлечения дешевых финансовых ресурсов, развитый финансовый инструментарий, возможности ценового хеджирования, беспрецедентные мощности сервисного сектора, развитая логистика. Активно используется фактор мультипликативного воздействия объективно дорогой сланцевой добычи на экономику в целом", - сказал глава "Роснефти".

По его мнению, по многим компонентам можно утверждать, что именно США обладают полным набором факторов для полноценного развитого конкурентного нефтяного рынка, тогда как в других регионах присутствуют только отдельные его элементы. Сложившаяся ситуация, считает Сечин, позволяет США транслировать сигналы со своего рынка далеко за его пределы и эффективно влиять на происходящее в глобальном масштабе.

"При этом такая трансляция далеко не всегда фундаментально обоснована. Продолжающий действовать запрет на экспорт нефти искажает работу рынка. Сигнал к началу снижения нефтяных цен в середине 2014 года был подан, в том числе, резким снижением числа открытых финансовых позиций, в свою очередь спровоцированным введением в США ограничений в "бумажных" сделках на нефтяном рынке", - добавил топ-менеджер.

Он также обратил внимание участников формуа на то, что ресурсы стран Ближнего Востока и Северной Африки, как правило, не подвергались независимому аудиту. "Эти страны по существу не участвуют в процессах обмена активов, жестко настаивая на чисто сервисном характере контрактов с зарубежными компаниями сектора. В этом смысле они находятся на периферии или даже за пределами современного мирового рынка. А ведь именно взаимодействие, открытость к инвестициям, широкое партнерство - это факторы, которые, по нашему опыту, способствуют нивелированию многих рисков и создают основу для стабилизации отрасли", - сказал он. Учитывая эти обстоятельства, продолжил Сечин, возможности отдельных стран-производители выиграть долгосрочную конкуренцию или привести мир к критической зависимости от поставок нефти из этих стран вызывают большие сомнения.

Эффект сланцевой революции

В то же время Сечин считает, что потенциал наращивания сланцевой нефти ограничен, поэтому США не смогут покрыть расширяющийся мировой спрос на нефть в долгосрочной перспективе. Залогом долгосрочной стабильности мирового нефтеобеспечения является арктический шельф, заявил он.

Со ссылкой на экспертов он добавил, что технологические проблемы освоения арктического шельфа в целом решаемы на основе уже имеющихся методов. "Все большая доля подлежащих вовлечению в оборот запасов нефти связана с шельфовыми месторождениями, при этом в долгосрочной перспективе просматривается увеличение значимости арктического шельфа", - сказал глава "Роснефти".

Он также сообщил, что за доступ к природным ресурсам борьба будет продолжаться, поскольку эффективные нефтяные ресурсы не бездонны, особенно если принять во внимание связанные с их разработкой риски.

Политика ОПЕК

Касаясь темы ОПЕК, Сечин отметил, что политика картеля "$50-60 за баррель", сформировавшаяся в конце 2014 года, не является устойчивой и имеет естественные временные ограничения. Он обратил внимание на то, что добыча ОПЕК растет и уже существенно превышает установленные квоты, однако и многие производители вне ОПЕК не только не сократили, но нарастили объемы производства. Такая динамика определяется фундаментальными факторами инвестиционного характера, так как производители вне ОПЕК гораздо более инвестиционно ориентированы, чем ОПЕК.

Кроме того, при сохранении таких цен на несколько лет дефицит поступлений для картеля станет нестерпимым по социальным причинам и ввиду резкого падения финансовых резервов, а внутри ОПЕК уже разворачивается "гонка за превышение квот". "Это само по себе может привести к разрушительным последствиям", - полагает Сечин.

Глава "Роснефти" считает, что альтернативой такой политики картеля мог бы стать сценарий "$80+ за баррель", который позволил бы избежать ценового шока, критических финансовых потерь и при этом оздоровил бы рынок с точки зрения баланса спроса и предложения нефти.

Сечин также высказал мнение, что если в настоящее время на мировой рынок нефти больше всех могут влиять США и Саудовская Аравия, то в долгосрочной - будет усиливаться влияния России, Ирана, Венесуэлы.

Новости