JTI спрогнозировала падение табачного рынка в России на 9-12%
Москва. 5 мая. INTERFAX.RU - Производитель сигарет Japan Tobacco International (JTI) прогнозирует снижение российского табачного рынка в 2015 году на 9-12% в случае дальнейшего роста доли адвалорного компонента в структуре акциза при сохранении курса на повышение налоговой нагрузки на отрасль.
Главные причины ускорения темпов падения легального табачного рынка в России - ухудшение экономической ситуации и снижение ценовой доступности сигарет из-за четырехкратного роста ставки акциза за последние пять лет, заявил журналистам вице-президент JTI по корпоративным вопросам и коммуникациям в России Сергей Киселев.
При этом с 2015 года изменилась структура акциза: его адвалорный компонент (рассчитывается на основе розничной цены сигарет) вырос до 11% с 8,5% в 2014 году. Дальнейшее существенное повышение адвалорной составляющей (до 13% в 2017 году) приведет к резкому сокращению доли рынка, облагаемой по минимальной ставке акциза, и, как следствие, снижению доли гарантированных доходов государства от табачных акцизов, отметил Киселев.
Более сбалансированная структура акциза с высокой долей специфического компонента (выплаты на каждую тысячу сигарет) позволит удержать рынок от обвала и обеспечит стабильность и предсказуемость налоговых поступлений, считают в компании.
По данным ФНС, российский табачный рынок в 2014 году сократился на 10,4%, до 315 млрд сигарет (налогооблагаемые отгрузки). В 2013 году падение рынка составляло 5,4%, а в 2011-2012 годах - 0,8%. По итогам 2015 года, по пессимистичной оценке (снижение на 12%), объем рынка составит около 277 млрд единиц.
Кроме того, в 2015 году, по расчетам экспертов, ценовая доступность табачных изделий достигнет уровня, превышение которого может стать толчком к ускорению роста нелегального рынка (затраты на сигареты составят 8% от ежедневных реальных располагаемых доходов населения). В 2014 году этот показатель был равен 6,1%. В Бельгии и Германии, где показатель ценовой доступности сигарет составляет 9%, на долю нелегального рынка приходится 20% и 21,7% соответственно.
В мире 12% потребляемых сигарет (570 млрд штук) - нелегального происхождения (данные Euromonitor за 2013 год, без учета Китая). В России доля нелегального рынка пока относительно невелика, но страна занимает второе место по темпам его прироста.
По данным TNS, доля нелегальной продукции в РФ за последние годы выросла в 14 раз - с 0,1% в 2010 году до 1,4% по итогам 2014 года. В I квартале 2015 года на долю нелегального рынка приходилось 1,3%, при этом доля контрафакта в общем объеме нелегальной продукции выросла до 70% с 57% в конце прошлого года.
Japan Tobacco International - международное подразделение группы Japan Tobacco. Компания выпускает сигареты под брендами Winston, Mevius, Camel, Sobranie, Glamour и LD. В России портфель JTI также включает локальные марки ("Русский стиль", "Петр I", "Тройка" и другие).
В 2014 году компания сократила отгрузки на российском рынке на 13,6%. В I квартале 2015 года отгрузки JTI в России упали на 19,9%. Снижение показателей компания объяснила общим падением табачного рынка (на 9%) из-за изменений регулирования, замедления экономики и корректировок товарных запасов.
Табачный концерн Philip Morris International ждет падения российского рынка по итогам 2015 года на 8-10%. В I квартале компания смогла нарастить отгрузки в РФ (на 2,3%).
British American Tobacco не раскрыл динамику на российском рынке, отметив его снижение в I квартале.