Дойдет ли "оранжевый" ураган до США?
Игорь Борисов, член ЦИК России, поделился с "Интерфаксом" своими соображениями о влиянии скрытого расизма на исход американских выборов и возможную реакцию на итоги голосования
Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU - Четвертого ноября пройдут выборы 44-го президента Соединенных штатов Америки. Сама избирательная кампания через призму средств массовой информации выглядела как захватывающее шоу со взлетами и обидными падениями главных героев. Однако главная интрига все еще впереди – подсчет голосов и определение победителя избирательной гонки.
Социологи предсказывают необычно большую явку, по сравнению с последними выборами, которая в некоторых местах будет превышать 80 %. Активность будет обусловлена не только поднятой шумихой в СМИ, а, прежде всего, личностью одного из кандидатов – уроженца Кении Барака Обамы, лидирующего по всем последним социологическим опросам.
Хотя у американцев не принято публично затрагивать тему расизма, но скрытый расизм в Америке существует и не раз влиял на исход выборов различного уровня. Чернокожему кандидату для победы надо иметь фору над своим белокожим соперником не менее 10 пунктов в рейтинге, чтобы добиться победы. Этот эффект в США называют "эффектом Брэдли" (по имени темнокожего кандидата в губернаторы Калифорнии, опережавшего своего соперника накануне выборов 1982 г. на 7 пунктов, но проигравшего по итогам голосования). В конце октября преимущество Обамы над Маккейном колебалось от 5 до 10 пунктов, что находиться в "зоне риска" проигрыша по результатам голосования.
При этом штабы республиканцев активно работают на так называемой "около правовой поляне", максимально используя административный ресурс в попытках минимизировать отставание своего лидера именно по результатам голосования (а не электорального предпочтения). В штате Миссисипи кандидаты в президенты размещены в конце избирательного бюллетеня в надежде, что менее грамотное черное население не дойдет до фамилии своего лидера. В штате Мичиган проводится кампания, связанная с упорядочением проживания, в результате которой, в основном, черные избиратели теряют свое жилье и не могут голосовать по месту жительства. В штате Джорджия накануне голосования ужесточены требования к документам, удостоверяющих личность и предъявляемых на избирательных участках (под ограничения в первую очередь попадают темнокожие жители штата). Активно распространяется информация, что на избирательных участках 4 ноября будет дежурить большое количество полиции и офицеров ФБР. По мнению распространителей этих слухов, они должны отпугнуть чернокожих граждан, которые в среднем чаще привлекаются к административным наказаниям и дисциплинарным взысканиям. В ходе текущей кампании широкое распространение получил "кейджинг" (легитимный способ исключения из списка избирателей, не проживающих по задекларированному в избирательных списках месту жительства), которым не брезгуют штабы и демократов, и республиканцев.
Принятие в 2002 г. закона о реорганизации избирательного процесса, вводящего единые базы данных избирателей в каждом штате, ввело дополнительную путаницу, связанную с ошибками и описками в сведениях об избирателях. В штате Огайо у 200 из 666 тысяч избирателей выявлены неточности в данных, которые могут не позволить получить избирателю бюллетень на участке. Точных сведений принадлежности этих 200 тысяч избирателей нет, но исходя их общих тенденций, можно предположить, что большая часть из них - демократы. А если учесть и тот факт, что в ряде штатов бывшие заключенные пожизненно лишены права голоса, то преференции республиканцам становиться слишком вызывающими.
В итоге, несмотря на электоральные предпочтения американских избирателей, озвучиваемые социологами, после голосования 4 ноября мир может с удивлением получить диаметрально противоположный результат, единственный обосновывающим аргументом которого сможет служить "скрытый расизм".
Этот аргумент может только подлить масла в огонь. Устроит ли такое объяснение часть населения, проголосовавшую за своего темнокожего избранника, который как никто другой был близок к креслу хозяина Овального кабинета?
Необходимо заметить, что итоги будут озвучены в отсутствии национальных и международных акторов, которые могли бы "легитимировать" полученный результат: общенациональный институт наблюдения в США отсутствует, социологи дают другие цифры, а полномасштабных международных мониторинговых миссий, которых никогда и раньше не было в США, 4 ноября также не будет (ОБСЕ направило наблюдать только 48 человек).
Ситуация складывается революционная, подразумевая "оранжевую революцию". Население США в своем большинстве (если судить по составу Конгресса) хочет смены государственного курса. Экономический кризис ухудшил благосостояние общества, которое засомневалось в политике республиканцев. Появился новый лидер (по данным социологических опросов), но юридические формальности организации электоральных процедур не дают ему возможность занять высшую должность в государстве.
Похоже, что "оранжевые революции", некогда запущенные в Европу, по оценке некоторых политологов, именно из Америки, могут вернуться на свою историческую родину. И в некоторых штатах США может разбушеваться "оранжевый ураган", который будет похлеще урагана "Катрина".
Остается надеяться на благоразумие властей и организаторов выборов, которые в достаточно жестких условиях политической конкуренции все-таки смогут справедливо и честно провести всю кампанию, не спровоцировав население на неконституционные методы политической борьбы. А объявленный результат выборов 44-го президента Соединенных штатов Америки будет отражать устремление американского народа, а не казуистику консервативной избирательной системы США.