Россияне начали экономить на топливе

Реализация топлива на российских АЗС упала примерно на 10% по сравнению с январем прошлого года, средний чек также снизился; потребители больше не заправляют полный бак

Фото: Reuters

Москва. 27 января. INTERFAX.RU - Российские автовладельцы начинают экономить на топливе. Первыми отток клиентов и сокращение "пролива" почувствовали независимые операторы АЗС, где цены традиционно выше, чем на заправках вертикально интегрированных компаний. Реализация топлива на российских АЗС упала примерно на 10% по отношению к январю прошлого года.

Внесезонный фактор

Январь - традиционно время спада продаж на российском топливном рынке из-за длительных каникул, однако в этом году в снижении реализованных объемов виноват не только сезонный фактор, говорится в обзоре агентства "Аналитика товарных рынков". "Снижению спроса на нефтепродукты со стороны промышленных предприятий, а также строительных и транспортных компаний способствовала сложная экономическая ситуация в стране. Кроме того, в текущем году январские праздники были длиннее, чем в 2014 году, что также способствовало сокращению потребления топлив", - отмечают эксперты.

"Упал средний чек, потребители уже не заправляют полный бак", - заявил "Интерфаксу" эксперт агентства Артем Рахманкулов. По его данным, негативную тенденцию отмечают операторы АЗС в Центральном, Северо-Западном, Сибирском регионах.

Первыми тревогу забили независимые сети АЗС, которые сейчас распродают топливо, закупленное в конце прошлого года по высоким ценам. Их возможности по снижению стоимости для потребителей ограничены. В то же время некоторые ВИНК держат цены на АЗС на одном уровне уже несколько месяцев.

Однако сейчас на заправки начинает поступать более дешевый товар, и независимым операторам приходится переписывать ценники в борьбе за потребителя, отмечает эксперт. "У нас есть сведения, что объемы продаж топлива в январе падают, речь идет о периоде с середины месяца, после окончания новогодних каникул. Мы считаем, что это связано с общим снижением деловой активности", - сообщил "Интерфаксу" исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко. Он отметил, что подобные явления наблюдались и в кризис 2008-2009 годов.

При этом маржа независимых АЗС от снижения потока автомобилистов пока не страдает. "Зима - это всегда пик доходности. Оптовые цены (на топливо - ИФ) существенно снизились, а розница осталась практически на уровне декабря. Доходность АЗС выросла", - отметил Сергиенко.

Бензин Регуляр-92 на бирже с конца прошлого года подешевел почти на 10%, Премиум-95 - на 6%, межсезонное дизельное топливо - на 7%, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Рахманкулов также отметил, что маржа сейчас находится на комфортном уровне. Например, маржинальный доход московских АЗС оценивается на уровне 21-24% для бензинов и межсезонного дизтоплива. При этом условный порог нулевой рентабельности для независимых заправок составляет примерно 10%.

На продажи дизельного топлива влияет, в первую очередь, существенное сокращение грузопотока, что отмечают операторы в транзитных регионах. Замглавы трейдера "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков говорил, что реализация дизельного топлива на АЗС снижается, так как "нет заказов на перевозку грузов, европейский импорт закрыт, поток Питер-Москва иссяк".

Представитель одной из вертикально интегрированных компаний сообщил "Интерфаксу", что по дизтопливу и в декабре, и январе отмечен существенный спад потребления (от 10% до 20%) в связи с сокращением грузоперевозок, в первую очередь продукции из Евросоюза. Динамика продаж бензинов января 2015 года в целом схожа с динамикой января 2014 года, добавил он. По его мнению, пока рано говорить о резком снижении потребления нефтепродуктов в рознице, не считая сезонного фактора и длинных новогодних праздников. Но компания оценивает такую вероятность как риски на последующие месяцы.

В "Газпром нефти" агентству сообщили, что в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на АЗС компании наблюдается положительная динамика продаж нефтепродуктов.

Некоторые независимые игроки также говорят о позитивных тенденциях. "По всей сети АЗС "Трасса" год от года наблюдается постоянный и устойчивый спрос на нефтепродукты и сопутствующие товары. Январь 2015 года не стал исключением, даже несмотря на небольшой сезонный спад из-за длинных новогодних праздников. Рост розничных продаж топлива стабилен", - сказал "Интерфаксу" заместитель генерального директора "Компания Трасса" (владеет 52 АЗС в Московской области) Дмитрий Кожух.

Скидка – двигатель торговли

В условиях снижения спроса на топливо участники рынка задумались об антикризисных мерах по стимулированию продаж.

Сеть "НефтьМагистраль", владеющая 30 АЗС в столице, на прошлой неделе снизила цены на бензин Аи-92 на 80 копеек - в среднем до 31,9 рубля за литр, на Аи-95 - на 40 копеек, до 35,25 рубля. Теперь у "НефтьМагистрали" самый дешевый Аи-92 в столице, свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА). Дизельное топливо на заправках сети подешевело на 90 копеек - до 34,1 рубля за литр.

Кроме низких цен, "НефтьМагистраль" привлекает водителей грузового транспорта кофе и гамбургерами. С 1 января их можно бесплатно получить на АЗС компании при заправке от 100 литров дизельного топлива.

"ЛУКОЙЛ" с 22 января снизил цены на дизельное топливо в Москве, Московской, Тверской и Смоленской областях на 48 копеек за литр. При этом с 1 января 2015 года компания подняла цены на все виды топлива в этих регионах на 42 копейки.

"Транс-АЗС" (26 АЗС в Москве) с 2015 года ввела скидку выходного дня в 1 рубль с каждого литра топлива.

Оператор топливного рынка Кировской области "Движение-Нефтепродукт" (более 70 заправок в регионе) ввел утренние и вечерние скидки на бензин - на нескольких АЗС сети в "счастливые часы" можно заправиться дешевле на 50 копеек за литр.

Впрочем, возможности розничных сетей по снижению цен и предоставлению скидок на топливо ограничены. "Розничный рынок нефтепродуктов в РФ очень конкурентен (как минимум в западноевропейской части РФ), и это на фоне сезонного снижения спроса и как следствие избыточного предложения является сдерживающим фактором для текущего роста цен. С другой стороны - такие факторы как налоговый маневр, девальвация рубля и как следствие рост процентных ставок по кредитам раскручивают маховик инфляционных издержек, что создает предпосылки для роста розничных цен в будущие месяцы. Иными словами - снижать розничные цены (или расширять скидки) крайне нежелательно по причине вышесказанного, но и повышать сейчас рыночная ситуация не позволяет", - сказал собеседник "Интерфакса" в одной из нефтяных компаний.

Новости