Бюджетные перемены: во имя чего?

Несмотря на то, что финансовое положение нашей страны характеризуется как стабильное, бюджетная политика была скорректирована в пользу расширения полномочий Минфина

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 октября. INTERFAX.RU - Несмотря на то, что кризиса у нас, согласно заверениям государственных мужей, нет, чрезвычайные меры бюджетной политике уже потребовались. В четверг Госдума приняла во втором чтении законопроект, наделяющий Минфин дополнительными бюджетными полномочиями и фактически лишивший депутатов права контролировать расходование средств. А в регионах между тем с недоумением изучают постановление правительства РФ, предписывающее субъектам федерации субсидировать федеральный бюджет. Ранее финансовая помощь оказывалась в обратном направлении.

Чрезвычайные полномочия

Вчера на внеочередном заседании Госдума частично поддержала требования правительства РФ внести изменения в Бюджетный кодекс. Без боя прошла поправка, которая предоставляет кабинету министров полную свободу в распоряжении казной и Резервным фондом. Уже в 2009 г., не спрашивая парламент, правительство сможет использовать "кубышку", а также остатки бюджетных средств, которые не были израсходованы в предыдущем году. Прежде все подобные шаги требовалось в обязательном порядке закреплять законом.

Деньги из Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета, согласно одобренному законопроекту, могут быть направлены на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства и заимствования, а также на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Кроме того, депутаты одобрили поправку, разрешающую правительству по своей воле, без санкции Госдумы, направлять инвестиции в госудреждения и государственные унитарные предприятия.

Минфин также рассчитывал выбить для кабмина полномочия самостоятельно принимать решения о финансовой поддержке негосударственных компаний, однако эта идея, обескуражившая даже верных единоросов, в четверг не нашла поддержки у народных избранников. "Это было бы уж слишком", - в сердцах признавались они. Вместе с этой поправкой не прошла и другая, в которой Минфин оставлял за собой право переносить расходные средства не только между статьями бюджета "горизонтально", но и по бюджетам разных лет "вертикально" без согласования в Думе. Замминистра финансов Татьяна Нестеренко не стала "нагибать" депутатов, которые сочли данные полномочия излишними. Вместе с тем в Госдуме не исключают, что Минфин от своих замыслов не откажется, и к третьему чтению вопрос о чрезвычайных полномочиях этого ведомства вновь окажется в повестке дня, возможно, с незначительными изменениями, чтобы сгладить негативный общественный резонанс.

Не исключено, что в следующем году, который в финансовом плане будет одним из самых трудных для России, мы даже не узнаем, как и на что тратятся бюджетные средства. Вчерашнее решение депутатов окончательно выводит финансовую политику властей из-под общественного контроля, предоставляя чиновникам полную свободу действий в борьбе с кризисом. Впрочем, судя по недавнему опросу ВЦИОМ, большинство россиян продолжают в этом вопросе полностью доверять правительству: 46% одобряют увеличение расходов бюджета на поддержку проблемных компаний. Только 30% полагают, что это вредная и ненужная мера, и деньги налогоплательщиков таким образом тратиться не должны. Еще 24% затруднились ответить.

Шок на местном уровне

В среду при обсуждении поправок в Бюджетный кодекс депутаты отклонили предложение Николая Гончара, который предлагал дать право кредитования юридических лиц из бюджетов тех субъектов федерации, которые не получают дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Однако дополнительно раскошелиться регионам все же придется. На днях правительство РФ утвердила правила заключения соглашений "между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ". Ничего подобного практика межбюджетных отношений ранее не знала. Прежде не регионы спонсировали федеральный центр, а наоборот, государство оказывало им финансовую поддержку по целому ряду направлений, в первую очередь в области социальной политики.

Местные власти - в шоке. "Нет никаких сомнений, что у нас в виде субсидий хотят забрать профицит, чтобы использовать его на поддержку проблемных компаний и рефинансирование их долгов", - заявил interfax.ru источник в правительстве Москвы. Логика в этих рассуждениях, безусловно, есть. По оценкам ЦБ, до конца 2008 г. российские компании должны погасить долги перед зарубежными кредиторами на сумму свыше $47 млрд, до середины 2009 г. выплатить еще $160 миллиардов. Очевидно, что $50 млрд, уже выделенных правительством, на всех не хватит. Уже сейчас объем заявок соискателей финансовой помощи государства существенно превысил эту сумму. А, значит, на рефинансирование задолженностей придется мобилизовывать дополнительные ресурсы, включая излишки региональных бюджетов.

По итогам первого полугодия профицит бюджетов субъектов федерации составил 473 млрд руб., что на 200 млрд больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только одна Москва за шесть месяцев дополнительно заработала 144 млрд рублей. Столичные власти хотели на эти деньги решать насущные проблемы мегаполиса, например, - строить дороги и метро, но теперь, видать, - придется делиться с государством. И другим регионам тоже.

Новости