Минтранс и ФСТ выступили против расчетов в рублях за перевалку в портах
Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Министерство транспорта РФ против перехода на расчеты в рублях за перевалку, пишет в четверг газета "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к министерству.
"В большинстве портов тарифы сейчас не регулируются государством, поэтому стивидоры (компании, занимающиеся погрузкой и выгрузкой - ИФ) сами принимают решение о валюте, в которой с ними рассчитываются клиенты", - отмечает издание. Представитель Минтранса отметил, что ведомство направило свою позицию в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) РФ. В ФСТ не стали комментировать газете внутреннюю переписку, однако там поддержали министерство транспорта, сообщил "Ведомостям" источник, близкий к службе.
Предложение перейти на расчеты в рублях направило в ФСТ Минэкономразвития, сообщил его представитель.
Позицию Минтранса и тарифного ведомства разделяет и генеральный директор московского представительства Ассоциации морских портов России Александр Шиманский. Заставлять порты переходить на расчеты в рублях - это возврат к регулированию, заявил он изданию.
С начала 2014 года курс доллара к рублю увеличился на 63%. Его рост повышает доходность стивидорных компаний, основные издержки которых номинированы в рублях, отмечает директор по развитию Portnews Надежда Малышева. Например, выручка портового дивизиона FESCO (включает Владивостокский морской торговый порт) за 10 месяцев в долларах снизилась на 6,2% - до $50,6 млн, а в рублях - выросла на 4%, до 1,83 млрд руб., EBITDA в рублях снизилась на 4,5%, до 1 млрд руб., в долларах - на 14%, до $27,1 млн. Тарифы на перевалку экспортно-импортных грузов привязаны к курсу доллара, а тарифы на каботажные грузы (перевозка грузов между портами) рассчитываются в рублях, объяснил газете представитель FESCO.
Сами стивидорные компании также выступают против смены валюты расчетов. "Переход на рублевые ставки может серьезно навредить портам и их клиентам как участникам внешнеторговой деятельности, где важен эквивалентный индикатор стоимости услуг и затрат потребителей этих услуг, продающих свою продукцию за валюту", - заявил изданию представитель UCL Ports (входит в группу UCL Владимира Лисина). За 9 месяцев 2014 г. экспорт в общем грузопотоке через порты составил 91,8%, напомнил он.
Возможный переход на расчеты в рублях может увеличить затраты стивидорных компаний. "У всех портов есть валютные платежи, обусловленные техническим перевооружением с приобретением дорогостоящей перегрузочной техники и ее содержанием", - отметил представитель UCL Ports. "Возможность получать выручку в валюте принципиально важна для тех компаний, которые имеют крупные долгосрочные валютные кредиты, взятые именно в расчете на эту выручку. Переход на рублевые тарифы в ситуации дальнейшего ослабления рубля приведет к увеличению стоимости обслуживания валютных кредитов для компаний. С другой стороны, валютные тарифы дают портам дополнительный запас прочности для удержания ставок на текущем уровне", - сказал изданию представитель группы "Новороссийский морской торговый порт".
"Рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах" до 1 декабря поручил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву президент РФ Владимир Путин по итогам совещания по развитию портов Азово-Черноморского бассейна в сентябре в Новороссийске, говорится в материалах на сайте Кремля.