РСПП предупредил о последствиях введения торгового сбора

Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU - Введение в городах федерального значения торгового сбора чревато резким падением предпринимательской активности, предупреждает РСПП.

"Инициатива повышает уровень непредсказуемости и нестабильности деловой среды и снижает и без того невысокий уровень взаимного доверия государства и бизнеса. Рост обязательных социальных страховых платежей дважды потребовал корректировки принятых решений из-за резкого сокращения предпринимательской активности. Реакция на введение сборов может оказаться более сильной при растущих рисках "невозвращения" в бизнес предпринимателей", - говорится в заявлении главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, распространенном РСПП.

Законопроект о введении муниципальных сборов за право заниматься определенными видами деятельности в Госдуму внес глава Бюджетного комитета Андрей Макаров. Их рассмотрение на комитете дважды откладывалось, в том числе из-за проведения совещания по этому вопросу у премьера Дмитрия Медведева, и должно состояться в понедельник, 17 ноября. Первоначальный текст поправок был несколько скорректирован, было сокращено количество видов деятельности, на которые предлагается распространить сбор, а сам он стал называться торговым сбором.

По словам Шохина, введение сбора противоречит обязательству неувеличения налоговой нагрузки на бизнес, что особенно опасно в условиях, когда в большинство прогнозов и так заложен нулевой рост экономики РФ в 2015 г.

Несмотря на обсуждения на площадке Минфина РФ и правительства Москвы, законопроект не прошел формализованную экспертизу (оценку регулирующего воздействия), на необходимости которой для увеличивающих нагрузку на бизнес инициатив настаивает РСПП, отмечает Шохин.

При этом, по его мнению, даже зафиксированный на законодательном уровне перечень субъектов, в которых может быть введен сбор (сейчас это Москва, Петербург и Севастополь), не гарантирует его распространения на большую часть территории России уже в 2016 году.

К ключевым недостаткам самого законопроекта о введении сборов эксперты РСПП относят рост административной нагрузки (возникает обязанность постановки на учет в качестве плательщика сбора в налоговом органе, без направления соответствующего уведомления деятельность станет неправомерной), недостаточную проработанность в части объектов обложения (как и кем будет определяться торговая площадь, что будет считаться объектом торговли в случае с интернет-магазинами, с вендинговыми автоматами). Кроме того, авторы законопроекта не учитывают реальную экономическую ситуацию: начать оплату сбора необходимо уже по истечении первого квартала с момента начала деятельности, когда у компании не просто нет прибыли, но и величина выручки минимальна, отмечает РСПП.

Если поправки в Налоговый кодекс буду одобрены, торговый сбор может появиться в Москве, Петербурге и Севастополе с 2015 года. Плательщиками сбора станут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность. ИП, применяющие патентную систему налогообложения, освобождаются от уплаты сбора. Объектом налогообложения признается использование плательщиком хотя бы один раз в течение квартала объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли.

Сбором предлагается обложить торговлю через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада, а также организацию розничных рынков. Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки сбора будут устанавливать муниципалитеты за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога по патентной системе налогообложения по соответствующему виду деятельности, выдаваемого в данном муниципалитете на 3 месяца.

Ставка сбора для стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв м, а также по торговле путем отпуска товаров со склада устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и также не может превышать расчетную сумму налога на основании патента по розничной торговле, деленную на 50.

Ставка для розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Помимо этого ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

Муниципалитеты могут устанавливать дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Налогоплательщик без образования юридического лица сможет уменьшать сумму НДФЛ на размер уплачиваемого сбора, юрлица смогут уменьшать таким же образом налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

В законопроекте также отмечается, что в других муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего закона.

Новости