Рыба застряла на Дальнем Востоке

Более 70% выловленного в этом году лосося, по данным Росрыболовства, остается в холодильниках Дальнего Востока из-за нехватки подвижного состава

Фото: ИТАР-ТАСС, Юрий Смитюк

Москва. 24 сентября. INTERFAX.RU - Осенью, в период лососевой путины, в России возникла традиционная проблема доставки рыбы с Дальнего Востока в центр страны. В этом году она стала особенно актуальной из-за продовольственного эмбарго России, в результате которого под запрет попала норвежская семга.

Представители Росрыболовства, РЖД, транспортных компаний и эксперты провели "круглый стол", посвященный импортозамещению на рыбном рынке. Однако дискуссия, как и в прежние годы, показала, что взаимные претензии сохраняются. И пока непонятно, сможет ли рыба "доплыть" до потребителей вовремя.

Между тем, еще несколько недель назад президент Владимир Путин дал поручение российскому правительству проработать вопрос субсидирования железнодорожных перевозок дальневосточной рыбы в европейскую часть страны.

Кризиса на рынке нет, есть дефицит норвежской семги

Руководитель Росрыболовства Василий Соколов считает, что эмбарго не привело к кризису на рынке. "Кризиса с рыбой мы не наблюдаем, есть только нехватка норвежской семги и раздутый вокруг этого ажиотаж", - заявил он. По его словам, цена на норвежскую семгу "была высока для среднего потребителя и до ее запрета". "Еще четыре года назад мы завозили в два раза меньше семги - и ни у кого не возникало проблем", - заметил он.

По данным Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, за последние 10 лет поставки норвежской семги в Россию в натуральном выражении выросли в 4,3 раза, в стоимостном - в 10,6 раза. Это результат умелой и агрессивной маркетинговой политики норвежских поставщиков, считают в НИИ.

По словам Соколова, проблема еще и в том, что дефицит норвежской семги тянет за собой цены на другие виды рыбы. "Это последствия ажиотажа, но ритейлеры говорят о том, что продажи уже "встали" из-за повышенных цен", - заявил он. Вместе с тем Соколов сообщил, что на этой неделе оптовые цены во Владивостоке впервые с момента ведения продовольственного эмбарго снизились.

Холодильники на Дальнем Востоке забиты рыбой

По состоянию на 24 сентября российские рыбаки выловили 312 тыс. тонн лососей против 420 тыс. тонн на аналогичную дату 2012 года (вылов лососей сравнивается между четными "нелососевыми" годами и нечетными "лососевыми" годами). В Росрыболовстве считают, что путина идет неплохо. "Десять лет назад нам и 300 тыс. тонн не снилось", - заметил Соколов. Особенностью нынешней путины является то, что в ряде промысловых районов вылов горбуши снизился в два раза. В то же время был установлен рекорд по вылову кеты, которая лучше по потребительским качествам.

Из всех выловленных лососей на внутренний рынок попало всего 80 тыс. тонн, порядка 7-10 тыс. тонн отправлено на экспорт. Все остальное, по словам Соколова, "лежит в холодильниках", какие-то поставщики ждут роста цен, какие-то просто не могут вывезти свою рыбу. Наиболее сложная ситуация сложилась во Владивостоке, где почти все холодильники забиты рыбой, причем не только лососем, но и минтаем, сельдью. Причина - в нехватке подвижного состава. В связи с этим Росрыболовство обратилось к РЖД с просьбой решить эту проблему.

Вагоны простаивают в ожидании продукции

"Заявления о нехватке вагонов у меня вызывают удивление", - заявил первый заместитель генерального директора центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Сергей Колесников. По его словам, собственники подвижного состава "несут колоссальные потери из-за того, что более 300 вагонов простаивает, предъявления груза к перевозке нет".

Он сообщил, что за последние годы железнодорожники создали новый транспортный продукт по ускоренной доставке рыбопродукции. Разработан график, в соответствии с которым такие поезда следуют со скоростью пассажирских. "За 8 месяцев этого года было отправлено 42 ускоренных поезда, которые перевезли 80 тыс. тонн грузов, это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, и в семь раз - 2012 года", - заявил Колесников.

Тем не менее, посетовал он, возможности, заложенные в этом графике, пока использованы только на 6%. При полноценном использовании перевозчик мог бы за восемь месяцев перевезти 1,4 млн тонн грузов. Представитель Росрыболовства на это ответил: "Но дело в том, что зимой и весной рыбу, как правило, не перевозят, основные транспортные потоки приходятся на лето и осень, когда идут массовые путины. За последние пять лет цена доставки в летние и осенние месяцы повысилась вдвое".

Вместе с тем он признал, что сезонность поставок создает определенные трудности для железнодорожников - и, чтобы сгладить эту проблему, дальневосточные рыбаки начали строить холодильники в регионах. В частности, они уже есть на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске.

Колесников, со своей стороны, заявил, что перевозчики сделали все необходимое для оперативной доставки рыбной продукции. По его словам,в конечной цене рыбы на прилавках железнодорожная составляющая не превышает 5%.

Росрыболовство также вновь подняло проблему повышения спроса на отечественную рыбу. Соколов пообещал до конца года "довести идею о том, что все госзакупки должны осуществляться отечественной рыбой". Кроме того, он посоветовал отечественным бизнесменам научиться продвигать собственную продукцию на рынке.

Новости