Российские компании должны будут вернуть 112 млрд за четыре года

Российские заемщики занимают четвертое место в Европе по потребностям в рефинансировании задолженности

Товарный парк для хранения нефтепродуктов на территории НПЗ, входящего в структуру НК "Роснефть".
Фото: ИТАР-ТАСС, Никитин Николай

Москва. 23 июля. INTERFAX.RU – Потребности компаний с рейтингами инвестиционного уровня в рефинансировании задолженности в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке оцениваются в $1,17 трлн на ближайшие четыре года, при этом на долю российского бизнеса приходится почти 10% от этой суммы - $112 млрд, говорится в обзоре международного рейтингового агентства Moody's Investors Service.

На данный момент российские компании занимают четвертое место в Европе по потребностям в рефинансировании (11% от общего объема), уступая лишь предприятиям Германии, Франции и Великобритании - на долю каждой из этих стран приходится около 15% общего объема.

Свыше двух третей совокупной задолженности (долговые бумаги и банковские кредиты) российских компаний сконцентрированы в энергетическом секторе, в 2015 году пиковая нагрузка рефинансирования среди компаний придется на "Роснефть" и "Газпром", отмечает агентство Moody's.

В Европе существенные потребности в рефинансировании в 2015-2018 годах также испытают компании энергетического сектора (BP, Royal Dutch Shell, ENEL), однако их концентрация меньше, чем в России. К ним добавляются автопроизводители (Daimler, BMW), телекоммуникационные компании (TeliaSonera) и представители других отраслей.

Moody's отмечает возросшую тенденцию к заимствованию на рынках долгового капитала, а не посредством банковских кредитов, что сократит возможности компаний в случае потрясений на мировых рынках капитала в будущем, говорится в обзоре. В ближайшие четыре года агентство ожидает стабильности или небольшого улучшения кредитоспособности компаний с рейтингами инвестиционного уровня.

С момента обострения геополитической ситуации из-за событий на Украине российские компании уже неоднократно сталкивались с проблемами во взаимоотношениях с западными банками. Так, из сделки по организации синдицированного кредита для "СИБУРа" на сумму до $1 млрд вышли как минимум четыре банка, включая координатора сделки - Royal Bank of Scotland, сообщали источники "Интерфакса".

По данным иностранных СМИ, Lloyds Bank и HSBC отказались финансировать сделку ВР с "Роснефтью". ВЭБ был вынужден погасить кредит на $2,45 млрд, так как участники синдиката на фоне политической напряженности предложили невыгодные условия рефинансирования, а некоторые и вовсе отказались в нем участвовать.

"Аэрофлот", который сейчас ищет банк для оказания IB-услуг в преддверии готовящейся частичной приватизации, требует от претендентов "подтверждение об отсутствии случаев выхода из синдиката банков до реализации сделки". Если случаи выхода были, "Аэрофлот" просит "перечислить такие сделки и привести причины".

До сих пор российские компании не прописывали такие условия в тендерной документации, в том числе и сам "Аэрофлот", который в конце прошлого года выбирал корпоративного брокера (тогда победил американский Goldman Sachs). "Данный пункт включен в целях учета всех потенциальных рисков для хода сделки и ее реализации и представляет стандартный рациональный подход к выбору контрагентов", - так прокомментировал "Интерфаксу" официальный представитель "Аэрофлота" требование компании. Близкий к компании источник также подтвердил агентству, что этот пункт возник в конкурсных требованиях именно в свете событий последних месяцев.

Новости