Как богатые инвестируют в вечные ценности
Арт-рынок пока не оказался затронут общими мировыми экономическими пертурбациями, причем специалисты уверены не только в его настоящем, но и будущем
Москва. 6 октября. INTERFAX.RU - Как правило, люди начинают интересоваться искусством в последнюю очередь, когда удовлетворены все другие потребности. Большинство коллекционеров проявляют искренний интерес к искусству, но есть и такие, которые рассматривают художественные произведения прежде всего как инвестиционный объект. Сейчас в условиях финансового кризиса ряд богатых людей пытаются вложиться в вечные ценности. В целом, несмотря на неблагоприятную финансовую ситуацию, представители арт-рынка о его перспективах говорят с уверенностью.
Цены на современное искусство в мире растут быстрее других произведений живописи, старых произведений на рынке остается все меньше, поэтому интерес к современному искусству, которое очень многообразно, будет возрастать, рассказывает арт-куратор открывшегося на днях частного инвестиционного клуба для коллекционеров современного искусства Investments in Art Анна Намит. Что примечательно, грянувший финансовый кризис не заставил госпожу Намит скорректировать свои планы.
По словам куратора, цены на современное искусство в мире в настоящий момент немного перегреты, но меняются более лояльно, чем в других секторах. Если говорить языком банкиров, которые и выступают основными покупателями предметов искусства, волатильность на арт-рынок мала. По мнению Анны Намит, в условиях финансового кризиса, немного упадут цены там, где они были перегреты, однако общий тренд устойчивого интереса к современному искусству сохранится.
Art-banking в российских условиях
Крупные российские банки сейчас пропагандируют услугу арт-банкинга (art-banking), т.е. финансово-консультационного сопровождения инвестиций в искусство, но пока об искусстве как полноценном объекте для инвестиций говорить не приходится.
Ведущий на сегодня в этой сфере "Газпромбанк" инициировал услугу в России в конце 2006 года. По словам руководителя подразделения art-banking "Газпромбанка" Марины Сазыкиной, в настоящий момент процент вложений в объекты искусства в инвестпортфеле российских клиентов "стремится к нулю". В тоже время по рекомендациям экспертов Merrill Lynch, выданным для кризисных периодов развития экономики, для большей устойчивости вложения в искусство могут составлять порядка 10% всех активов. Такие рекомендации справедливы – маловероятно, что стоимость ценного и вечного будет снижаться, но большинство российских инвесторов все же предпочитают вкладывать в традиционные активы.
Тем не менее, рассказывает Марина Сазыкина, с началом финансового кризиса в банк обращаются много клиентов, которые просят подыскать им подходящий объект для вложений из предметов искусства. Те, кто разбирается в искусстве, просят конкретных авторов, прочие же особых предпочтений не высказывают. Помимо живописи клиенты интересуются и другими сферами искусства, например нумизматикой (старинные монеты). Также банки рекомендуют своим клиентам вложения в драгоценные металлы (слитки, инвестиционные монеты). Как вариант также существует возможность вкладывать в крупные бриллианты (инвестиционные камни).
Кто он, российский коллекционер?
Надо сказать, новейшая история частного коллекционирования в России непродолжительна. Еще в 2005-2006 гг. на арт-рынке России прослеживался реальный дефицит объектов для приобретений, поскольку основной массив предметов искусства был сосредоточен в госфонде и частных коллекциях и "разовые инъекции" ситуацию не спасали, рассказывает гендиректор компании "Арт Консалтинг", занимающейся экспертизой произведений искусства, Денис Лукашин. С открытием границ (в 2007 г. отменена ввозная пошлина) в Россию хлынул поток западно-европейского искусства. Биеннале, и ярмарки современного искусства в Венеции и Москве способствовали росту его популярности среди россиян.
Такие события как недавняя покупка олигархом Романом Абрамовичем картины культового для британцев Фрэнсиса Бэкона "Триптих. 1976" на аукционе Sotheby‘s за рекордные для художника $86,3 млн (а также "Спящего социального инспектора" Люсьена Фрейда на торгах Christie‘s за $33 млн) или приобретение бенефициаром "Металлоинвеста" Алишером Усмановым до начала аукционных торгов всей коллекции Ростроповича – Вишневской и последующая безвозмездная передача государству, способствуют интересу и других бизнесменов к искусству.
Вообще, в России в последнее время появился класс молодых коллекционеров (как с точки зрения возраста, так и опыта коллекционирования), которые пробуют себя в самых разных направлениях. Как рассказывал ранее interfax.ru глава Sotheby‘s в России Михаил Каменский, обычно начинают покупать с русского искусства, старого и современного.
Среди русских покупателей большой популярностью пользуются импрессионисты, европейские живописцы первой трети ХХ в. (модернисты), также любят российские богатые люди японское искусство и, в частности, оружие. В то же время в последние годы сформировался довольно устойчивый и постоянно растущий интерес к современному искусству – русскому, европейскому, американскому и азиатскому.
К давно существующим на российском рынке галереям современного искусства Марата Гельмана, Айдан Салаховой и других добавляются новые имена, в том числе подруга Романа Абрамовича Даша Жукова - увлеченная современным искусством девушка недавно открыла собственную галерею в Москве. Современное искусство привлекает тем, что отражает современное восприятие мира, лучше вписывается в современную архитектуру и интерьеры, в которых проживают его покупатели. Кроме того, современное искусство – это 100%-ная гарантия подлинности картин, поясняет Михаил Каменский. И, наконец, это попросту модно.
И снова о деньгах
Современное искусство как тренд привлекательно и с инвестиционной точки зрения - цены на него постоянно растут. Например, за последнее время сильно выросло в цене китайское искусство. В 2007 г. Китай, обогнав Францию, вышел на 3-е место в мире по объемам доходов от сделок с искусством после США и Великобритании. Китайский рынок сгенерировал более 75% продаж дороже миллиона долларов (абсолютный рекорд для работы современного китайского художника $8,5 млн). Cамым дорогим современным русским художником стал Илья Кабаков, чья ретроспектива работ сейчас проводится в Москве. Картина классика концептуализма "Жук" (1982 г.) была продана на аукционе Phillips de Pury & Co. за $5,84 миллионов.
Как отмечали ранее аналитики, несмотря на того, что на волне интереса рынок немного перегрет, тенденция роста будет продолжаться еще долго. Однако с учетом финансового кризиса на арт-рынке может понизиться ликвидность. Наверное, в том, что быстро и выгодно в неблагоприятную для рынка ситуацию такие активы не продашь, можно не сомневаться.
В настоящий момент, по словам гендиректора "Арт Консалтинга" Дениса Лукашина, "все ждут международных аукционов". На волне паники на фондовом рынке инвесторы мечутся с "кэшем" на руках, совершают какие-то покупки, при этом эксперты и специалисты напротив не делают "резких телодвижений". Вполне возможно, что ситуация с ценообразованием на арт-рынке прояснится уже на ближайшем аукционе, который состоится в течение месяца.
Обозреватель Наталья Жогова